Обитель Преподобного Павла Фивейского

В СТРАНЕ СВЯТЫХ ВОСПОМИНАНИЙ.

Обитель   Преподобного   Павла   Фивейского находится  в  глубине   Восточной  пустыни

Наше пребывание в обители Преподобного Антония Великого оставило самые глубокие впечат­ления. Поблагодарив отца Руиса за интересный рассказ о жизни монастыря, мы сразу же отпра­вились в обитель Преподобного Павла Фивейского, расположен­ную в глубине Восточной пус­тыни.

Очень поучительна жизнь это­го Святого, которого Церковь на­зывает «пустыни первый житель» и «постников твердое основание» (тропарь Первой песни канона).

Преподобный Павел Фивейский родился в знатной семье в 228 году в городе Фивы в юж­ной части Египта, называвшей­ся Фиваида. Его родители были христианами и с юного возрас­та привили ему любовь ко Христу. Они скончались, когда Павлу было 20 лет, оставив в наслед­ство ему и его замужней сестре свое большое имение. Супруг сестры пожелал завладеть его частью наследства и донес на Павла правителю Фиваиды, объявив о его принадлежности к христианам. Древние Фивы в то время находились под влас­тью Римского императора Декия (249 251), который жес­токо преследовал христиан.

Одной из особенностей гоне­ний являлась борьба с распро­странением христианства среди молодежи, причем при пытках учитывалась возрастная психо­логия молодых людей. От изо­щренной жестокости мучений приходила в ужас вся Фиваида. В то время в Фивах были заму­чены два юных христианина. Из­вестие об их мученической кон­чине привело Павла в глубокое размышление.

Идя по улице с тяжелыми мыслями о случившемся, а так­же будучи озабоченным интри­гами своего родственника, Павел встретил почитаемого в Фиваиде старца, который сказал ему: «Иди в пустыню, там спасешься». Павел оставил имение, близких людей и ушел к горе Колзом, где нашел пещеру и источник в ней. Там он и поселился. Прожив 91 год в пустыне, он не встречался ни с кем из людей. Скончался преподобный Павел в 341 году.

* * *

Незадолго до кончины Святого, Господь от­крыл его подвиги преподобному Антонию.

Как-то преподобному Антонию пришла мысль: «Подвизается ли кто-нибудь еще так, как я, живя в пустыне?» Когда он так подумал, то услышал голос:

Антоний, есть один раб Божий, который пришел сюда прежде тебя и который совершен­нее, чем ты. Если хочешь, можешь найти его в от­даленной  пустыне.

Получив это откровение, Старец, несмотря на свой возраст, пошел в дальний и неведомый путь. Два дня он шел по суровой пустыне под палящим солнцем, не встречая никаких следов жизни человека.  Ночи он проводил в молитве. И вот на третий день он увидел идущего по краю горы дикого зверя, который как будто пока­зывал, куда надо идти. Препо­добный быстро последовал в этом направлении и увидел пещеру. Когда он к ней подошел, дверь в пещеру была заперта, он дол­го стучался, но ему никто не открывал. Тогда преподобный Антоний пал на землю, моля пустынника о встрече и обра­тился к нему со словами:

  Если ты не откроешь мне дверь, то я умру на твоем поро­ге, и ты похоронишь меня здесь.

После этих слов дверь от­ворилась, и из пещеры вышел 113-летний отшельник. Так со­стоялась встреча двух великих угодников Божиих.

Незаметно в общении про­летела ночь, преподобный Па­вел спрашивал о жизни христи­ан, рассказывал о гонениях при императоре Декии, о своей жиз­ни до пустынного уединения и как проводил жизнь в уединении, а преподобный Антоний интере­совался духовными вопросами. Уже наступил день, когда пре­подобный Антоний поинтересо­вался у отшельника:

      А как ты питаешься?
Тот ответил:

    Сейчас ты узнаешь, только сегодня,  ради тебя, будет двой­ная порция.   Только он про­изнес   эти   слова,   как   прилетел
ворон   и   принес   ему   лепешку. Видя    удивление    преподобного Антония,  Пустынник сказал:

    Господь милостивый и че­ловеколюбивый послал обед нам. Вот уже 60 лет я каждый день получаю по пол-лепешки. Но се­годня, по случаю твоего прихода, Господь   удвоил   дар   и   послал своим  воинам целую.

Совершив молитву, они пре­ломили лепешку и напились во­ды из источника. Этим малым количеством пищи они насыти­лись и продолжили свою бесе­ду. Уже на следующее утро препо­добный Павел сказал преподо­бному Антонию:

   Господь   послал   тебя   ко мне, чтобы ты предал землю зем­ле и похоронил мое тело. Прошу тебя,   сходи   поскорее   в   монас­тырь и принеси подаренную тебе епископом   Афанасием   мантию, чтобы покрыть ею мое смиренное тело после кончины...

Преподобный Павел просил сходить за мантией не потому, что нуждался в ней. После дол­гой жизни в пустыне, где он но­сил одежды из финиковых ветвей, ему было безразлично, в чем его похо­ронят. Он хотел последние часы своей земной жизни провести в безмолвии и молитве, так как уединение дает спокойствие духа.

Преподобный Антоний, услышав о мантии святителя Афанасия, был поражен той духовной прозорливостью, которую имел преподобный Па­вел. Не прекословя, он отправился в свой мона­стырь, находящийся от келии святого отшельни­ка на расстоянии, равном трем дням пути.

Когда преподобный Антоний вернулся в мо­настырь, его встретили ученики и спросили:

      Где ты был столько времени, отец?
На что тот ответил:

  Горе мне, дети мои! Горе мне грешному, мнимому иноку! Сам я только называюсь ино­ком,   но  видел   того,   кто  поистине  есть   Илия, Иоанн в пустыне; я поистине видел Павла в раю!

За   91  год,   проведенный  в пустыне,   пререпо-добный Павел  не встречался ни с кем из людей

Преподобные  Антоний   Великий   и   Павел

Фивейский.   Встреча   двух   великих

угодников   Божиих

Сколько смирения, сколько самоуничижения у преподобного Антония. Ведь он сам был в глу­бокой старости. Ему было 90 лет, когда он отправился к преподобному Павлу, и уже более 60 лет он проводил подвижническую жизнь в пу­стыне. Его знал весь Египет, к нему приходили учиться духовной жизни из разных христианских стран, его поддержки искал святитель Афанасий Великий, столп веры и обличитель еретиков, но, встретившись с преподобным Павлом, препо­добный Антоний увидел истинную высоту, ко­торой может достичь человек, совершая подвиг духовного делания.

Через подвиг молитвы и единения со Хрис­том, через борьбу с грехом и реальную победу над ним при содействии Божием преподобный Па­вел, еще живя на земле, стяжал благодать в своем сердце и воистину вошел в Царство Небесное. Общение с ним открыло преподобному Анто­нию многое из духовной жизни, и поэтому, придя в монастырь, он взял мантию святителя Афанасия и отправился обратно в путь.

Преподобный Антоний, стремившийся к свя­тости жизни, еще раз хотел иметь общение с пу­стынником, но за день пути до келии преподоб­ного Павла он увидел светлое облако над тем местом, где жил отшельник, и ангелы окружали его. Препо­добный Антоний воскликнул:

  Павел преставился!

Когда он пришел в пещеру, то увидел, что преподобный Па­вел скончался, стоя на коленях в молитве с воздетыми руками и поднятой к небу головой. Свя­той Антоний приготовил его к погребению, но не знал, как его похоронить, ибо не было у не­го никакого инструмента, чтобы выкопать могилу. Как только он подумал об этом, то увидел иду­щих к пещере двух львов. По­дойдя к почившему пустынни­ку, они легли возле него и стали издавать звуки, как будто опла­кивают его. Затем поднялись и своими когтями стали рыть яму для погребения. Вырыв доста­точно глубокую яму, эти дикие животные из египетской пусты­ни подошли к преподобному Ан­тонию и стали лизать ему руки и ноги.

Преподобный совершил при­нятый в то время чин погре­бения, после чего львы лапами зарыли могилу и легли возле нее. Преподобный Антоний возбла­годарил Бога и указал львам на пустыню, как бы повелевая им идти туда.   Те  покорно  выполнили указание Святого, а препо­добный Антоний вернулся в свой монастырь и рассказал все сво­им ученикам.

* * *

Рака с мощами преподобного Павла Фивейского. Церковь называет его «пустыни первый житель» и «постников твердое основание»

Вспоминая о подвигах пре­подобного Павла Фивейского, мы незаметно подъехали к мо­настырю. Этот монастырь более строгий по сравнению с дру­гими обителями.

Древние стены монастыря по­строены императором Юстини­аном в VI веке. Они имеют вы­соту до 10 метров и толщину около двух метров. Дождь здесь бывает раз в год, а временами не бывает и по четыре года. Мо­настырский колодец дает в день только 4 м3 воды, поэтому воду для нужд обители приходится привозить на машине. Из-за не­хватки воды монастырский сад занимает небольшую площадь.

В VI веке для защиты от раз­бойников, которые чаще напада­ли на обитель, чем на монасты­ри Нитрийской пустыни, здесь была построена традиционная крепость-убежище. Крепость ос­нащена всем необходимым для длительной осады: в ней име­ется часовня, келии, подземный ход   к   источнику.   В  монастыре сохранилась мельница XVIII века, лодка, выстру­ганная из цельного дерева, пресс для выдавлива­ния масла и различные предметы быта XV века. В древней трапезной сейчас не едят, так как по­строена новая, более удобная. В монастыре живет только 65 монахов, также имеются отшельники, которые постоянно пребы­вают в келиях, устроенных в горах. В обитель они приходят редко. За трапезой, которая в мо­настыре бывает один раз в день, читаются на­ставления Святых Отцов. Так же, как и в других коптских монастырях, здесь раз­решается брать продукты с тра­пезы в келию.

* * *

День близился к своему за­вершению и на его смену прихо­дил мягкий теплый вечер, когда мы поехали устраиваться на ноч­лег в небольшую гостиницу на берегу Красного моря. В Библии это море называется Чермное. С балкона гостиницы мы смот­рели на его спокойную гладь и вспоминали, что именно где-то здесь Моисей при выводе наро­да израильского из плена Египет­ского воздел руки, и тогда море расступилось, и народ еврейский прошел море «яко по суху», а египетское войско погибло в его водах. Сколько же воспомина­ний хранит эта земля о прош­лом человечества, о ого падении и божественном промыслитель­ном водительстве ко спасению!

Ранним утром 10 ноября мы выехали на исторический Синай, где еще в Ветхозаветное время произошли важнейшие события в истории человечества.