Архимандрит Сильвестр (Лукашенко)
Духовник Спасо-Яковлевского Димитриева мужского монастыря в Ростове Великом архимандрит Сильвестр (Лукашенко) хорошо известен за пределами Ярославской епархии. Говорить о многогранной деятельности пастыря можно много. Но вернемся к его духовничеству в монастыре, тесно связанном с именем святителя Димитрия Ростовского, Российского чудотворца нового времени. Вначале мы встретились с наместником обители игуменом Августином, чтобы спросить его, как разделяется «сфера деятельности» духовника обители и наместника, не возникают ли при этом разногласия. Вот что ответил отец Августин (Неводничек):
В нашем монастыре традиционно с момента возобновления в нем монашеской жизни, то есть с начала 90-х годов прошлого века, братию окормляет духовник, который занимается вопросами духовного делания. Каждую пятницу насельники обители собираются в храме и исповедуются отцу Сильвестру, назначенному духовником в монастырь чуть более десяти лет назад. Есть в практике Православной Церкви другая традиция, когда наместник одновременно является и духовником, и управляющим монастырем. Но все же во многих возрождающихся российских обителях существует такая, я бы сказал, достойная, вполне оправданная практика, когда наместник занимается административными вопросами, а духовник исповедует братию. Отец Сильвестр, как и духовники других монастырей, не принимает участия в решении каких-либо административных вопросов, связанных, например, с хозяйственной деятельностью монастыря, ремонтно-реставрационными работами, издательскими проектами и т.д. Он, зная духовное состояние каждого, кто здесь подвизается, стремится помочь человеку в его духовном становлении, за что мы ему бесконечно благодарны. Я же не стану вмешиваться в духовную жизнь насельника, если она не противоречит каноническим нормам. Только если кто-то пойдет, что называется, вразнос, тогда я как игумен монастыря буду вынужден принять соответствующие меры...
Расскажите, пожалуйста, немного о жизни обители.
– Я был назначен сюда наместником три с половиной года назад, и монастырь уже тогда считался одним из лучших в епархии. Здесь совершалось и совершается ежедневное богослужение по полному монашескому кругу, то есть утро начинается в 6 часов с братского молебна, потом служится полунощница, утренние молитвы и Божественная литургия. После этого все отправляются на послушания. Когда я пришел, монастырь активно занимался – и не утратил эту активность сегодня – социально-благотворительной, педагогической, издательской деятельностью и научной работой. В обители сложилась традиция ежегодных «Димитриевских конференций», а в прошлом году даже получилась конференция международного масштаба. Мы прилагаем много усилий для того, чтобы прославлять имя святителя Димитрия Ростовского и продолжать то, что он здесь начал, – образовательную деятельность. При монастыре действует Воскресная школа для детей и родителей, а также созданная вместе с Московским благотворительным Фондом поддержки одаренных детей и молодежи имени Святителя Димитрия Ростовского православная школа искусств, в которой занимается около 80 ребят. Отдельного разговора заслуживает крепнущее из года в год подсобное хозяйство. Словом, монастырь возрождается на глазах. И у истоков его возрождения стоял как раз отец Сильвестр. Еще в сане игумена на Пасху 1991 года он провел здесь первое богослужение, а летом того же года участвовал в передаче из музея в монастырь мощей святителя Димитрия Ростовского.
С архимандритом Сильвестром (Лукашенко) мы встретились вначале в самом монастыре, но он был занят – принимал исповедь у насельников обители. Поэтому после исповеди поехали в село Сулость Ростовского района, где он является настоятелем храма во имя Святого мученика Андрея Стратилата. Там и побеседовали.
Батюшка, Вы окормляете насельников Спасо-Яковлевского Димитриева монастыря вот уже более десяти лет. На что при этом обращаете особое внимание как духовник?
На то, что основным для братии должно быть послушание. Послушание в монастыре – оно превыше всего. Говорю, объясняю, советую насельнику вырабатывать в себе терпение и смирение, усердно молить Господа, чтобы Он даровал ему эти дары. А если у монашествующего нет послушания, то в голове у него возникают всякие помыслы, душу одолевают сомнения: правильно и туда ли нас ведут? Порой складывается впечатление, что тот или иной насельник пришел в монастырь как в некую организацию, в некое политическое движение. Человек плохо понимает, что пришел-то он сюда спасать свою душу!
Наверное, в Вашей духовной практике были разные случаи? Настоятель Николо-Бабаевского монастыря Ярославской епархии архимандрит Борис (Долженко) в одной из своих книг, посвященных монашеству, говорит, что, если в монастыре за год появляется хотя бы один настоящий монах, – это огромное приобретение. То есть очень непросто стать монахом...
– И в монастыре, и в миру человек совершает серьезнейшую ошибку, если он стремится жить по справедливости. Нас вырастили в этом духе справедливости: око за око, зуб за зуб! А если вдуматься: люди, которые стремятся жить по справедливости, – это люди, готовые разрушить любые законы. Поэтому для них многое непонятно, и они с удивлением спрашивают христиан: да как вы можете прощать? Почему вы не хотите обидчика поставить на место, наказать его по полной? Но, когда мы живем по любви, тогда у нас появляется и терпение, и смирение, и послушание. Там, где нет любви, нет истинного христианства. Господь принес нам заповеди любви – Он не приносил нам заповеди справедливости! Правильное духовное воспитание в монастыре строится на любви, и двигаться надо в этом направлении, в направлении милосердия. Конечно, это сложно, поскольку все мы пришли в монастырь из мира, где занимались разными ремеслами, по-разному себя вели. Кто-то, может, даже озорничал... И немногие из нас воспитывались в воцерковленной семье. То есть у всех был разный путь к вере.
Можно ли сказать, что за эти годы в Спасо-Яковлевском Димитриевом монастыре создана крепкая монашеская семья?
Она здесь есть, хорошая монастырская семья. Другое дело, что в любом случае мы должны стремиться ее постоянно совершенствовать. Ведь совершенства любви нет! Но наша монастырская семья находит свои формы, которые сейчас существуют в современном монашеском мире. Сами понимаете: то, что было утеряно (создавалось столетиями, а для Православной Церкви – тысячелетиями), трудно так быстро восстановить. Однако потихоньку все восстанавливается и восстанавливается на наших глазах!
Батюшка, у Вас тоже был непростой путь к монашеству. Известно, что Вы закончили факультет прикладной математики Ленинградского государственного университета имени А.А. Жданова и работали в одном из НИИ, затем – в конструкторском бюро, потом – на кафедре высшей математики Горного института Ленинграда. Также служили в рядах Советской армии. И вот уже тридцать лет Вы подвизаетесь в Ярославской епархии. Вашими духовными наставниками стали митрополит Иоанн (Вендланд) и архиепископ Михей (Хархаров). Как и чем эти архипастыри Церкви, которых сегодня называют светильниками веры и благочестия, помогли Вашему становлению в духовном плане?
Прежде всего – своим личным примером. Митрополит Иоанн, при котором, несмотря на сложные времена, не был закрыт ни один храм на Ярославской земле, обладал совершенно удивительным, я бы сказал, непостижимым для многих качеством неосуждения. Неосуждения и любви к тем, кто к нему приходил. У владыки Михея, рукоположившего много священников в епархии за годы своего служения, тоже была эта любовь, были терпение и смирение. Это не значит, что у них не имелось каких-то своих немощей, так или иначе проявлявшихся. Но в основе своей это были люди, привнесшие в жизнь любовь. Я видел, например, как архиепископа Михея несколько коробило, когда его пытались подвигнуть на осуждение кого бы то ни было или когда при нем человека осуждали. Опираясь на духовный опыт этих ревностных архипастырей, я для себя много чего почерпнул. Для меня это было очень важно – жить рядом с такими служителями Церкви, встречаться с ними. Святые отцы так и советуют – быть как пчелки: собирать нектар с дивных райских цветов, созданных Господом, чтобы получить мед.
Думается, таким нектаром можно назвать и Ваши паломничества на Святую Гору Афон, встречи со святогорцами? Я читала, что Вы ездили в монашескую республику со съемочной группой телеканала «Россия», с известным тележурналистом Аркадием Мамонтовым, снимавшим там фильм о Поясе Пресвятой Богородицы. Как раз перед тем, как эта великая христианская реликвия из Ватопедского монастыря, где она хранится, была принесена в нашу страну для поклонения ...
На Святой Горе Афон я был шесть раз и по собственному опыту знаю, что, приезжая туда, человек попадает в мир любви, которая меняет его самого, и вскоре появляется ощущение, что она начинает в нем раскрываться. Там ты перестаешь чувствовать быстротечность времени. Кажется, что время на Афоне остановилось, потому что люди живут там другими ценностями и думают о спасении своей души и спасении всего мира: они молятся за весь мир. А трудятся они конкретно, делая вроде бы маленькие, но нужные вещи. Выращивают оливки, виноград, инжир, делают масло, ловят рыбу, ходят на службу, убирают, чистят, ремонтируют. Встречают и кормят паломников. В моем восприятии святогорцы – это люди, которые наиболее, может быть, ярко прочувствовали на себе исполнение Евангельских заповедей: любви к Богу и любви к ближним. У них есть внутренняя открытость. Сами поездки туда можно назвать и нектаром, и глотком чистой ключевой воды, которая оживляет, одухотворяет, дает тебе возможность по-другому поглядеть на какие-то свои поступки, свои планы. Там ты остро осознаешь, что главным жизненным планом, самым перспективным и долгосрочным, должно быть спасение души и оказание помощи тем, кто к тебе за ней обращается.
Отче, Вы окормляете и насельников обители в Ростове Великом, и прихожан своего сельского храма в селе Сулость, и многих известных спортсменов, военных, актеров. Скажите, к этим разным категориям верующих или приходящих к вере людей и подход нужен разный?
Разница лишь в том, что кто-то уже избрал путь, спасительный для души, чтобы жить по заповедям Божиим, а кто-то только идет к этому. Хотя и тем, и другим все равно нужно показывать, разъяснять, где в их поведении заповедь любви нарушается и как эти ошибки можно исправить.
Отец Сильвестр, мы с Вами встречаемся впервые, но знаю о Вас давно по рассказам приснопамятной монахини Адрианы (Малышевой). Многие называли ее легендарной личностью, потому что, будучи разведчицей в Великую Отечественную войну, она получала задания от маршала Рокоссовского, а после войны, работала инженером-конструктором в ракетостроении, и сам Королев высоко ценил ее как специалиста. После встречи с Вами, сыном однополчанина, избравшим монашеский путь, круто изменились жизнь и духовное состояние Наталии Владимировны Малышевой. Она могла стать депутатом Верховного Совета СССР, но стала верующей. В сельском храме под Угличем в 80-е годы, где Вы служили, столичная гостья купила алюминиевый крестик на веревочке, потому что крестика на ней не было... А дальше... Дальше мы знаем ее как насельницу подворья Свято-Успенского Пюхтицкого женского монастыря в Москве, которая на пороге своего 80-летия приняла монашеский постриг. С каким чувством Вы это восприняли?
В душе была радость. Матушка Адриана рассказывала, что однажды получила письмо от моей мамы из Ленинграда, вдовы ее фронтового друга, и та писала, что сын стал священником. Матушка Адриана тогда была нецерковным человеком и, узнав, что я священник, разволновалась. Как бывшая разведчица, она приняла решение ехать ко мне на сельский приход, куда в то время добраться было непросто, и «спасать» меня. Мама поехала с ней. Но, слава Богу, Господь открыл матушке глаза на то, что есть истинное спасение. Матушка прожила на приходе около недели. Помогала в саду, в приходском доме. Стала ходить на службы в храм, а потом исповедовалась. А в следующий приезд – причастилась.
Я встречался с духовником монахини Адрианы на ее юбилее и был очень доволен, что такой замечательный московский батюшка – протоиерей Владимир Ригин – ее окормляет. Знаю, что каждый год на праздник Великой Победы 9 Мая он приглашал ее к себе в храм, настоятелем которого по сей день является. Это храм Покрова Пресвятой Богородицы на Лыщиковой горе. Прихожане накрывали столы, чествовали ветеранов войны. Монахине-фронтовичке было приятно находиться в их кругу. Перешагнув 90-летний рубеж, она умерла, окруженная любовью и заботой сестер подворья Пюхтицкого монастыря. Для меня это близкий человек, и воспоминания о ней чрезвычайно дороги.
Чуть более двух лет назад в свой 60-летний юбилей в ответ на вопрос, что же именно может современный человек почерпнуть для себя в монашестве, Вы ответили: настоящую жизнь и настоящую любовь. И добавили, что в монашестве человек раскрывается и находит себя в Боге.
Эти слова я повторю и сейчас и полагаю, что многие монашествующие к ним присоединятся. Человек, который пришел в монастырь, учится всецело полагаться на Бога, учится жить так, чтобы каждую минуту предстоять перед Богом. Здесь уже ведется духовная война. И главный враг для человека – он сам, он внутри, а не кто-то ближний, не какие-то обстоятельства. Бороться приходится со своими слабостями, греховными наклонностями и духовными немощами. Но без Бога поднять такой труд одному человеку не под силу. Так приходит упование на помощь Божию, смирение и терпение.
monasterium.ru / klikovo.ru