Религиозные праздники 6 августа

6 авг. 2018

Святые благоверные князья Борис и Глеб

Сыновья киевского великого князя Владимира Борис и Глеб, погибшие в 1015 году в борьбе их братьев за власть, стали первыми русскими святыми,  канонизированными в лике страстотерпцев  Константинопольской  патриархией. Причем, их всенародное почитание началось еще до канонизации. Они издревле считались небесными заступниками Русской земли и ее князей и царей.

История святых братьев описана в "Сказании о Борисе и Глебе" Иакова Черноризца и в "Чтении о житии и погублении блаженных страстотерпцев Бориса и Глеба" Нестора Летописца.

Братья были не только крещены, но и воспитаны как христиане. Старший, Борис, получивший хорошее образование, любил читать Священное Писание и жития святых, подвигам которых с детства хотел подражать. Младший, Глеб, воспитывался вместе с братом и под его влиянием проникся тем же желанием.

Младшие братья Святополка Окаянного и Ярослава Мудрого, от отца они получили в уделы Борис — Ростов, а Глеб — Муром. И оба, согласно общепринятой версии, были убиты Святополком Окаянным во время борьбы за власть. Летописи и древнерусские агиографические сказания рассказывают, что получив известие о смерти отца, Борис отверг предложение своих дружинников идти на Киев и силой захватить престол, но Святополк, не поверив в искренность брата, послал к нему убийц. Тело его тайно привезли в Вышгород и погребли там у церкви святого Василия Великого. Глеб же, получив известие о смерти отца и брата и предупреждение Ярослава Мудрого о том, что Святополк, опасаясь мести, собирается убить и его, запретил своим воинам применять оружие и не стал сопротивляться убийцам. Его зарезали и похоронили под Смоленском.

В 1019 году Ярослав, заняв Киев, приказал отыскать тело Глеба, привезти в Вышгород и похоронить рядом с Борисом. А в 1026 года был освящен построенный Ярославом Мудрым пятиглавый храм в честь святых мучеников. То, что их канонизировали как страстотерпцев, подчеркивало, что смерть они приняли не от рук гонителей христианства, а от единоверцев и их подвиг состоял в беззлобии и смиренном непротивлении врагам.  Дети князя — Изяслав, Святослав и Всеволод, вместе с Киевским митрополитом Георгием в 1027 году торжественно перенесли мощи князей-страстотерпцев в новую каменную церковь, и с этого времени началось их общецерковное почитание.

Многочисленные церковные службы, слагавшиеся на Руси святым братьям, начиная со службы канонизовавшего их митрополита Иоанна, говорят о величии вольной жертвы за Христа, равной героизму мучеников-исповедников. Борис и Глеб создали на Руси особый чин "страстотерпцев" — самый парадоксальный чин русских святых. В большинстве случаев речь идет не о людях, добровольно принявших смерть: можно говорить лишь об их непротивлении смерти. И подвиг такого непротивления стал национальным русским подвигом, подлинным религиозным открытием новокрещеного русского народа. Святые Борис и Глеб сделали то, чего не требовала от них церковь, но ждал Спаситель. И через их житие образ кроткого и страдающего Христа вошел в сердце русского народа — навеки, как самая заветная его святыня.

При этом парадокс почитания страстотерпцев в том, что после смерти святые "непротивленцы" становятся во главе небесных сил, обороняющих землю русскую от врагов — крест, символ всех страстотерпцев, становится знамением победы.

Возможно, именно поэтому святых Бориса и Глеба почитают православные сербы, болгары, чехи, греки, армяне и даже католики — Борис под именем Романа Русского и Глеб под именем Давида Польского входят в список святых Римо-католической церкви.

РИА / klikovo.ru