Нравственность – воспитываемое чувство.

Статьи

Игумен Михаил (Семенов)   Обсуждение вопроса нравственности, возникает с периодичностью в разное время с изменением ориентиров общества. Сей час в современной России изменился строй, выбран демократический вектор и старая Советская идеология осталась за бортом истории. Этот вопрос мы в этой статье разберём.
Много раз слышал о том, что в Советское общество было нравственным и это, правда. Люди нуждались в нравственных поступках, они так были воспитаны. Воспитанием Советской молодёжи занималось предыдущее поколение, родители и учителя. Многие продолжали пример своих родителей, воспитывали чувство «совести» и это чувство нуждалось в добродетели. Разница только в том в царской христианской России добродетель была посвящена угождению Богу, а советском обществе - человеку, он стал центром внимания. Дела и труды, которые он совершал, прославлял его самого и Советскую идеологию.
   Ориентир был смещен, но желание продолжать добрые дела осталось. В советском государстве сохранялась наука «Нравственность» этим занимались на научном уровне, писали научные труды, издавали методичные пособия. С начала 30 годов прошлого века, под предводительством Крупской Н. К. разрабатывались методички для воспитания Нравственности молодого Советской поколения. Этим вопросам и посвящены работы И.К. Крупской«К вопросу о коммунистическом воспитании молодежи», «Маркс о коммунистическом воспитании подрастающего поколения», «Ленин о молодежи» и некоторые другие, включенные в настоящий выпуск«Библиотечки по научному социализму».Отрицая Бога и дела Его творения, казалось, как такомуобществу не принять идею полной свободы, отрицать всякую идеологию, а нет, попробовали создать коммуны «все общее, все моё…» и поняли, что на такой философииГосударство не построишь.
   Начали разрабатывать и внедрять собственные правила нравственности, основанные на таких чувствах как «гордость и «самолюбие». Казалось, какая разница, какие чувства воспитывать в молодом поколении, главное построить сильное, мощное, богатое Государство. Цель вроде бы достигнута, упрекнуть руководителей не в чем. Да, но какими средствами и жертвами, благосостояние одних, получализа счёт других. Равенства, о котором много говорили и учили, не было. Присутствовал принцип разновидность землячества, национальности, приближенность к власти, так же, как и везде делило общество. Эта материальная часть жизни, которая косвенно влияет на нравственность, всегда стоит близко.
   Почему я останавливаю своё внимание на Советском периоде, да потому, что каждое предыдущее поколение влияет на следующее. Возникает логический вопрос, что если в Советском Государстве занимались молодёжью, воспитывали нравственность, то почему эта молодёжь поддержала развал государства и изменила созданной Советским Государством нравственность. Именно в этом стоит разобраться, прежде чем мы перейдём к нашему времени и к нашим проблемам.
   Дело в том, что как я сказал были изменены принципы воспитания, с Христианских терминов «любви», «самопожертвования», на Советские «гордость» и «самолюбия». Первых два Христианских принципа нравственности как вы понимаете направлены к другому человеку по отношению «от тебя, к другому», а советский принцип воспитания, центром внимания становится сам человек «внимание других, ко мне». Смена ориентиров, начало менять и ломать сложившиеся Христианское общество. Впредь сделанное в тайне доброе дело, без прославления, было не нужно. Прославлялся не Бог, а человек. Культ труда человека стал центром внимания.
   Нравственные ориентиры сменялись поколениями, за поколением. Кардинальное изменение начали происходить в 60 года прошлого века, с изменением политики государства, цель индустриализации производства, Советская трудовая философия начала притворятся в жизнь.Первая пятилетка была связана со стремительной урбанизацией. Городская рабочая сила увеличилась на 12,5 миллионов человек, из которых 8,5 миллионов были мигрантами из сельской местности. Тем не менее, доли в 50 % городского населения СССР достиг только в начале 1960-х годов. Каким изменения подверглась в это время нравственность, кардинальным, а самое главное начался процесс разрушения векового Русского Патриархального строя. Молодёжь отделялась от родителей, создавалась новая Советская культура. Христианские ценности замещались общественными, воспитанием нравственных принципов занимались не родители, а общество. Новый советский человек становился общественно ориентированным. Родители всё меньше и меньше имели возможность влиять на детей. На это повлияла, трудовая занятность родителей, так же применяемый метод наказания и привлечения к ответственности инакомыслящих.
Родители, занятые строительством нового государства и общества полагали надежду воспитания своих детей, на школу и другие учебные заведения. Государство исполняла роль наставника, между детьми и родителями всё чаще начали возникать разногласия и противоречия. Принцип любви, как основа создания семьи начало исчезать, каждый член семьи начал жить для себя. В наше время часто можно услышать от женщины такие слова: - «я для себя родила ребёнка». Общество её поддержит, забывая о том, что у ребёнка должны быть родители, мама и папа, неполноценная семья приводит к дальнейшим проблемам в новой семье, создания ребёнком, где у него отсутствуют должные примеры семейного поведения. Вот и получается, место наглядного родительского примера, возникает в голове воображение, мысленный суррогат, полученный из просмотренного фильма выдуманного героя, или прочитанной книги.
   Нравственность в советском обществе изменялась постепенно, путём проб и ошибок, но главное доказать отсутствие Бога, влияние Его на человека. Главный принцип общества одобрения или порицанияколлектива в формировании нравственности. В чём человеку было важно гордится за свой поступок или наоборот осуждать свои действия, согласно общественному коллективному мнению и общественной оценки. В дальнейшем применяласьидея звена, которая был повсеместно ключевым делом, для формирования коллектива. Такие простые общественные принципы меняют психику и сознание, под воздействием коллектива, влияют и на общественную нравственность. Тяжело особенно молодому человеку пойти против коллективного сознания, даже если он знает, что он прав. Индивидуальное сознание и поступки в советском обществе, были приближены к подвигу. Но самое главное во имя кого и для чего направлен индивидуальный поступок, если для собственного прославления, или отличительной идеи от коллектива, сути в языческой нравственности не меняет.
Приведём пример закона-положника Христианской нравственности, Иисуса Христа. Который вышел на Свою проповедь среди Иудеев, принёс новое учение и сказал:"Заповедь новую даю вам: да любите друг друга"(Ин. 13: 34)
   Начал учить новому учению отличительному от Иудейского. Идея Христа изменить мир с его жестоковыйными законами. Индивидуальный поступок, направленный на воспитание в Иудеях новозаветной нравственности, собственный пример которого сопровождался на протяжение жизни, не только словом, но и делом доказывал важность учения. Равно как последователи Христа, принявшие важность учения, следовали Христианским нравственным принципам, отдавая свою жизнь без остатка.
   Сложно приставить и найти лучший пример для воспитания нравственности, кто не только словом и жизнью доказал состоятельность своего учения. За века много изменилось человеческих цивилизаций и не одни из них небыли направлены своей жизни любви к Богу.
В основном нравственность строилась на культуре отношения людей друг, другу. Отношения были разными, например, общество МАЯ, не смотря на достижения в градостроительной цивилизации, были подвержены языческим суевериям, из страха неведанным богам в жертву приносили людей, считая это действие общественным нравственным культом. Ганнибалы, совершая ритуальные действия, поедали друг, друга. Спартанцы, возвышая спортивные и воинские успехи, выше жизни человека, матери которых при рождении слабого больного ребенка, сбрасывали в обрыв. Японцы в своей семье при достижении преклонного, нетрудоспособного возраста родителей, помещали их в мешок, брали на плечи и уносили в горы, оставляя их одних там, подвергая смерти или съедению дикими животными.
   Разные примеры нравственного воспитания можно приводить в культуре племён и народов, самое главное важно понять, нравственные чувства процесс воспитуемый и сложно спорить с человеком, который с младенчества получил те или иные примеры поведения.Главное, что всех объединяет врожденное чувство понятия добра и зла. На основе этого можно показывать пример явного проявления добра и давать выбор человеку на собственное решение в данном выборе. Что и совершил Христос, пошел на смерть, совершая правду. Ученикам дал выбор добра, в жизни которых была важнадобродетель, и онипродолжили Его дело создали Христианскую церковь.
Наше время отличается тем, что с распадом советского государства богоборческая идеология была оставлена, остались только последователи такой идеологии. Но новое Российское государство в основном законе Государственной конституции, в 13 статье прописала закон, который гласит, что Российское государство не придерживается не какой идеологии. Этим законом отвергает принятие любых государственных принципов воспитания и формирования общества. Ставя само себя в тупик общественного строя. Казалось надо бы радоваться, что государство больше не довлеет над умами людей. Но это не так и почему. Дело в том, что в государстве нет четких прописанных норм поведения, а значит, нечего нарушать, любое поведение является нормой. Привлечь к ответственности не за что.
   Получается, что у кого деньги и средства массовой информации (телевидение, радио, печать), может безгранично этим пользоваться, потому как нечего нарушать. В стране действует принцип свободы, каждый выражает свою мысль и это закреплено конституцией. Вам тоже никто не запрещает пользоваться этим, только на это нет денег, чтобы содержать и финансировать телевидение и прессу. Значит,ваш патриотизм остаётся на местном уровне и ваши ценности важны вам и вашим близким.
   Всегда кажется, что есть какой-то духовный заговор, но во главе всего мирского стоят деньги и есть коммерческий расчет, что приносит прибыль в это будут вкладываться деньги, даже если это действительно безнравственно. Крупными компаниями проводится маркетинговое исследование, расчёт безусловно не на духовное, а физиологию человека, на воспитания в нём страстей, их укоренения. Человеком движут чувства и страсти, изучением которого и занимаются маркетологи, на что и как реагирует клиент в выборе продукции. Если в достижении видимой прибыли, будет препятствовать Христианская церковь, то и в этом направлении будет проведена работа для ослабления её позиций в обществе, очерняя её саму и нравственные ориентиры.
Кажется, что только сей час появилось такое безнравственное общество, цель которого безграничная свобода, удовлетворения человеческих желаний и страстей. Даже термин любви видоизменился, до похотливого низменного чувства, желания сожительства разнополых людей, а сейчас уже однополых. Всё это не возникло сейчас, постепенно приходило с протестантской культурой, а точнее с её восприятием Бога. Где как не в протестантствебогатство и бог, неразделимы и они искренне считают, что кто богатый тот бога избранный. Богатство стало культом. Это мировосприятие проникло в жизнь Католической церкви. Знакомое всем изречение: «Цель оправдывает средства», вошла в книгу, ««Цель оправдывает средства», вошла в книгу, «Книга нравственного богословия» (лат. Liber theologiae moralis 1644 г.), и стала девизом иезуитов «Общество Иисуса», и стала девизом иезуитов «Общество Иисуса» это изречение приписывают основателю ордена Иисуса Игнатиусу Лойоле, однако на самом деле оно принадлежит испанскому иезуиту Антонио Эскобару, а Мендоза. Данное выражение встречается у ряда авторов; английского философа Томаса Гоббсаи немецкого богослова Германа Бузенбаума. Все преступления католического духовенства объясняются тезисом, что «чистые помыслы оправдывают действия, противоречащие общепринятым моральным нормам и человеческим законам».
   Как было сказано выше, что моральные принципы человека подвергаются воспитанию. Само общество выбирает нравственные принципы построения отношения друг, с другом. Этот сложный процесс как мы знаем, видоизменился в самом начале человеческой жизни. Сам Господь приходил в Эдемский сад к Адаму учил его нравственным принципам жизни на земле. Закладывался нравственный принцип, отношения человека с Богом. Господь объяснял Адаму, что ему дозволено, в чём он является господином, чем имеет право управлять, а что принадлежит Богу и является запретным для его знаний. Оберегая Адама от последствий греха, который не знал Адам, Господь как любящий Отец учил, именно учил Его, желая сберечь от последствий преступления. Разве не этим занимаются родители и учителя, воспитывая в детях нравственные формы воспитания.
   Бог в самом начале мог дать человеку безграничную свободу, не ограничивая первых людей запретными знаниями. В чём тут дело, почему Господь так поступил, мы знаем, что прежде человеческого мира Бог создал ангельский, где принципом жизнибыла любовь, запрета не было. Мы знаем результат такой свободы, в ней была рождена первая ересь, где денница (первый ангел света) объявил себя богом. Каждый индивидуум любовь и свободу воспринимает по-своему. Возникает необходимость воспитывать,качествосознания человека. Но как это можно сделать, если нет примера илинет доверия учителю. Вот получается, что первые люди Адам и Ева, усомнились в учении Господа и поверили дьяволу, который пришел к ним изначально с обманом в образе змея. Знания, которые они получили после преступления, вкушая запретный плод, не прибавило свободы, зло которое пришло всознание первых людей, сделало рабами греха, повлекло за собой последствия, стыд, ропот на Бога, оправдание, обвинения друг, друга. Одно нарушение повлекло за собой побочные чувства греха.
   Адаму не cчем было сравнивать правильность действий, возникало детское чувство защиты, самолюбия, самооправдания, ропота. Философия полной свободы, которую проповедовал денница, имеет последствия потери любви к Богу и ближнему, через это действие происходитукоренение самолюбие и потеря связи с Богом. Возникает ложное сознание полноценных знаний жизни, расчёт на собственные силы, отрицания промысла Божия и Его помощи. Укореняется чувство гордости, вера в собственные силы, желание сделать всё по-своему. Явное дьявольское чувство превосходства перед Богом, или равным Ему. Теряя послушания к Богу, ведёт за собой, разрыв связи человека с Богом, оставляет людей один на один с чувствами, затмевающими трезвый ум, способствующие развитие страстных увлечений, которые действительно ведут к потере Божественной свободы, основанной на любви к Нему.
Современный человек тоже сравнивает свое действия, и поступки с практикой, которую он получил во время воспитания, от своих родителей и учителей.      Трудно указывать человеку на недостатки поведения, которое он получил в период взросления, этот пример он видел и впитывал, согласно действиям, всё тех же взрослых наставников. В обществе должны быть общепринятые нормы поведения и принципы нравственности, только тогда возможна общая практика воспитания молодого поколения. Современная теория всеобщей свободы не предполагает мер ограничения нравственности, тем самым невозможно прописать критерии нравственности, так как согласно такой идеи поведения без ограничения индивидуума его пожелания и дел, нравственность, ограничивающая свободу человека отрицаемая.
   Государственный закон Российской федерации говорящий вСтатье 13: 1. В Российской Федерации признается идеологическое многообразие.Пункт 2. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. В обществе идеология, ставит само общество в тупик, так как нет права выбрать нормы общественного поведения и определится с критериями воспитания молодёжи. Нет права спросить и наказать человека, который эти правила нарушает, нет возможности сделатьзамечания воспитуемому, который не понимает на каком основании ему делают замечание. В чём он провинился, если общих правил поведения нет, повсеместно учат и говорят полной свободе действий, которой он хочет воспользоваться в меру своих прав. Получается, согласно такому закону у родителей и учителей,общих прав нет, воспитание ставится вне закона, философия полной свободы, права родителей и детей в государстве уравнивает, приближает к нормам Ювенальной юстиции.

Игумен Михаил (Семенов)

1. Н.К. Крупская
Вопросы коммунистического воспитания молодежи.
Москва: Государственное издательство политической литературы, 1959г.
2. Индустриализация СССРhttp://istorikazov.ru/Rossia_11_klass/industrializacija.html#pred10
3. А.П. Лапухин Толковая Библия или коментарии на все книги Священного Писания Ветхого и нового Завета Евангелиста от Иоанна.
http://lib.eparhia-saratov.ru/books/11l/lopuhin/lopuhin6/391.html
4. Тайны жрецов майя. Владимир Александрович Кузьмищевhttp://bibliotekar.ru/maya/5.htm
5. ФИЛОСОФИЯ УСПЕХИ СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ № 5 2005 17 УДК: 614. 253 ЭВТАНАЗИЯ И ВРАЧ: ОТ БИОЭТИКИ И ПРАВА К АНТРОПОЛОГИИ И ЧЕЛОВЕКУ Панищев А.Л. Курский государственный университет
http://www.rae.ru/use/pdf/2005/5/3.pdf
6. «Жестокие охотники за головами и каннибалы.»

ЕСЛИ БОГ ЕСТЬ ЛЮБОВЬ...Диакон Андрей Кураев
Православный Свято-Тихоновский Богословский Институт
Москва - 1997http://www.zavet.ru/smv/pr/002/004
7. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993г.
http://constitution.kremlin.ru
8. «Книга нравственного богословия» (лат. Libertheologiae moralis) 1862 г
http://static.my-shop.ru/product/pdf/90/893027.pdf