О Божественном свете

Статьи

   Со дня Преображения нам дано знание того, что Господь рядом во всей Своей Божественной славе. Свершившиеся на горе Фавор чудо - есть подтверждение слов пророка Исайи о том, что «с нами Бог»(Ис.8, 10), что Он не где-то далеко в непознаваемом величии, а рядом с нами, здесь. Это мысль является главенствующей и в рассуждениях митрополита Антония Сурожского о божественном свете, о радости встречи с этим светом.

Произошло падение; человек потерял Бога, потерял себя самого и потерял видение красоты твари, видения гармонии, и потерял видение своего пути. И вместе с ним – потому что он был поставлен путеводителем всей твари в полноту жизни и бытия – заблудилась вся тварь, и мир стал тем порой страшным миром, горьким, холодным, жестоким миром греха, смерти, который мы знаем.

Но и в этом мире остался свет; как говорит Евангелие от Иоанна, свет и во тьме светит, и тьма его не объяла (Ин. 1, 5) – то есть не заглушила и не восприняла. Тьма остается, но она вся пронизана светом, Божиим светом, и тем, что осталось светлого, дивного в каждой твари. Свет во тьме светит; и хотя порой жизнь наша проходит в потемках, порой мы воспринимаем ее как сумерки, однако она никогда не превращается до конца в кромешную тьму, в ту тьму, куда свет не может проникнуть. И вот в той полутьме и полусвете, в которых мы живем, бывают моменты, когда Бог вдруг с какой-то неотразимой силой нам проявляет Свое присутствие.

Бывают в жизни каждого из нас мгновения. Которые мы можем назвать встречами. Апостол Павел на пути в Дамаск, куда он шел гонителем христиан, вдруг оказался лицом к лицу со Спасителем Христом. Свет этой встречи был таков, что Павел ослеп; ослепительный свет остановил его на пути тьмы, и началась новая жизнь.

В жизни миллионов людей, не только в ранние столетия, но и теперь, бывают такие встречи: в чтении Евангелия, в течение богослужения, в момент какого-то самоуглубления, в момент глубочайшего горя или торжествующей радости; или просто в какой-то момент Господь взыщет одного из нас, откроется и начинается новая жизнь.

Этот ослепляющий момент встречи, конечно неповторим, но последствия его до конца нашей жизни продолжаются. Бывает порой неприметная ни для кого, даже почти что для самого, получающего такую Благодать Божию, встреча и в таинствах Церкви: в крещении, в миропомазании, в освящении елеем и причащении Святых Даров, в таинстве брака, в исповеди; Случаются моменты, когда вдруг разрывает пелена и на мгновение мы видим бесконечные дали вечности и бесконечную ее красоту, и каким-то образом, незримо, но постижимо мы «видим» Бога.

Есть еще в этой встрече и другое. Когда Господь ее допускает, когда Он решает, что настало время, что мы созрели, что мы можем стать лицом к лицу с Ним и Его судом, с Его спасением, - встреча с Богом всегда является началом новой жизни. Но такой новой жизни, которая необязательно будет более легкой, более привлекательной, а новой в том смысле, что эта жизнь ничем не похожа на нашу обычную жизнь; это жизнь, в которой царствует правда Божия, а не правда человеческая, истина Божия, а не человеческие истины, Божие измерение, а не человеческие измерения; это новая жизнь, в которой мы должны вырасти и жить в меру самого Христа. Взять на себя ответственность.

Когда соблаговолит Господь приблизиться так, чтобы мы могли стать перед Ним, тогда начинается наша судьба, тогда перед нами встает вопрос: как я отвечу на зов Божий?..

Из книги митр. Антония Сурожского "Человек перед Богом" - Паломник, 2001