Вопросы времени.

Статьи

игумен Михаил (Семёнов)                                          

 

 

 

                                               Вопросы времени.

 

      Вопросы не изменились, изменилось период времени, в котором мы живём и отношение к происходящему. Вопрос любого каждого человека уверившего во Христа Спасителя  и готовящегося к вечной жизни, один.

Произойдёт с ним конец света или пророчества Апокалипсиса впереди.

Этот вопрос чаще возникает от незнания догматического учения церкви о спасении Богом человека и не до оценивании подвига Христа во время его земной жизни или просто это учение остается учением, а человек живёт догадками и ищет лёгкого пути решения сложных жизненных вопросов. Здесь на помощь приходят люди, которые падкие на собственное чеславие, которые, приходя на помощь учить подрожать не Христу распятому, его кротости и смирению, а учить собственным "подвигам"   святости своих действий и поступков. Тем самым постепенно приучая гетерономии, подавлением авторитета учителя, духовника, старца. Но и слабость человека проявляется в том, что он ищет не Бога, а "божка, " авторитетом которого он мог бы пользоваться.

Вина последних в умножении таких авторитетов, святость которых заходит за рамки подвигов и учения Христа Спасителя, а гетерономных учителей "авторитетов" в ограничении свободы выбора пути их чад, за которых они берутся решать период созревания, познания Бога. Тут стоит вопрос? Про кого имел виду Христос, когда говорил: - "Слепой, слепого поведёт оба в яму упадут." Ведь любой учитель был когда-то учеником, почему в нём проявилась, авторитарное чеславие? Вина, последнего в поисках такого учителя, который ему нравится и ему подражание, в рамках церкви. У нас есть один учитель Христос, к которому мы призваны, учится и подрожать. Вспомним слова Спасителя в евангелии от Матфея: глава 23, когда он обличал Фарисеев.

 

        Тогда Иисус начал говорить народу и ученикам.  Своим

        И сказал: на Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи;

        Итак, всё, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте;

        по делам же их не поступайте, ибо они говорят, и не делают;

        Связывают бременами тяжелыми и неудобоносимые и возлагают

        на плечи людям, а сами не хотят и перстом двинуть их;

        Все дела свои делают с тем, чтобы видели их люди; расширяют

        хранилища* свои и увеличивают воскрилия одежд своих;

       Также любят предвозлежания на пиршествах и председания в         

       синагогах и приветствия в народных собраниях, и чтобы люди

       звали их: "учитель! учитель!"

      А вы не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель-Христос

      все же вы – братья.

 

      (* повязки на лбу и на руках со словами из "ветхого" закона.)

            

Глава двадцать третья

     Тогда Иисус начал говорить народу и ученикам Своим и сказал: на Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи. Итак, все, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте, ибо они говорят и не делают.

    Когда Господь привел фарисеев в молчание и обнаружил их неисцельный недуг, тогда Он начинает говорить уже о них, об их жизни и поведении. Он наставляет слушателей не пренебрегать законными учителями, хотя бы те были и порочной жизни, Вместе с этим показывает Господь и то, что Он не только не противник закона Моисеева, а, напротив, хочет, чтобы требования сего закона исполнялись, хотя учители - люди недостойные. Он говорит: слова учителей принимайте, как слова Моисея, а точнее - Самого Бога. Ты спросишь: ужели же должно исполнять все, что они говорят, даже и дурное? На это скажу: во-первых, никогда учитель не дерзнет склонить другого человека к злу. А затем, если даже и допустить, что какой-либо учитель решится склонять людей к порочной жизни, то таковой станет учить этому, конечно, не с "Моисеева седалища", то есть не во имя закона. Но Господь ведет речь о сидящих на Моисеевом седалище, то есть об учащих закону. Итак, должно слушать учащих закону Божию, хотя они сами и не поступают по нему.

   Связывают бремена тяжелые и неудобоносимые и возлагают на плеча людям, а сами не хотят и перстом двинуть их. Все же дела свои делают с тем, чтобы видели их люди: расширяют хранилища свои и увеличивают воскрилия одежд своих.
Фарисеи возлагали бремена тяжелые в том, что принуждали людей выполнять мелочные и трудно выполнимые предписания закона, и еще тяжесть законных постановлений увеличивали какими-то своими преданиями, каких не было в законе. Сами же они "не двигали и перстом своим", то есть ничего сами не делали, даже и не приближались к этим тяжким бременам. Когда учитель и сам делает то, чему учит, то он вместе с тем является и учеником: несет бремя наряду с научаемыми. Но когда учитель, налагая на ученика бремя, сам не действует, то он этим самым еще более отягощает бремя для ученика, своим бездействием показывая невозможность исполнить, что он говорит. Итак, Господь обличает фарисеев в том, что они не хотят принять участие в несении бремени, то есть не хотят сами действовать. Но, не делая добра, они в то же время притворяются делающими его. Так как и то, что они когда-либо делали, делали напоказ, то награда у них отнята. Что же они делают? Они "расширяют хранилища свои и увеличивают воскрилия одежд своих". Это состояло в следующем. В законе было предписано: "навяжите на руке вашей, и да будет непоколебимо пред очами вашими". Согласно с этим иудеи вырезывали десять заповедей закона на двух хартиях, и одну из этих хартий прикрепляли к челу, а другую привешивали на правой руке. Воскрилиями же называлась вышивка из темно-красных или багряных нитей в виде узора, который устраивался на краях верхней одежды. Так делали фарисеи потому, что это предписано было в законе. Предписано же было для того, чтобы, видя это, иудеи не уклонились от заповедей Божиих. Но Бог хотел не такого буквального исполнения: нет, иметь хранилища значило исполнять заповеди; а красные нашивки предызображали, что мы, люди, должны быть некогда запечатлены кровью Христовою. Фарисеи же делали хранилища и воскрилия большие, чтобы для всех, кому оныя бросятся в глаза, показаться блюстителями закона.

    Также любят предвозлежания на пиршествах и председания в синагогах, и приветствия в народных собраниях, и чтобы люди звали их: учитель! учитель!

    Увы! Что говорит Господь! Подлежат осуждению за то уже только, что любят предвозлежания на пирах и председания в синагогах. Чего же достоин тот, кто сверх этого делает все дурное? "Любят председания в синагогах". Там, где фарисеи должны бы были и других учить смиренномудрию, там они проявляют свою порочность: все делают для славы и, делая с такими побуждениями, не стыдятся, а, напротив, хотят, чтобы их называли: равви, равви, то есть учители!

   А вы не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель-Христос, все же вы - братья. И отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, который на небесах; и не называйтесь наставниками, ибо один у вас Наставник-Христос. Больший из вас да будет вам слуга. Ибо кто возвышает себя, тот унижен будет; а кто унижает себя, тот возвысится.    

  Христос не запрещает называться учителями, но возбраняет страстно желать этого наименования и всячески стараться о приобретении его. Учительское достоинство в собственном смысле принадлежит только Богу. Также и словами: "отцом не называйте" не возбраняет почитать родителей; напротив, Ему угодно, чтобы мы почитали родителей и особенно духовных отцов. Этими словами Христос возводит нас к познанию истинного Отца, то есть Бога, так как отец в собственном смысле есть Бог, плотские же родители не суть виновники нашего бытия, а только содействователи и орудия Божии. Показывая пользу смиренномудрия, Христос говорит, что больший из нас должен быть слугой и последним. Кто будет сам себя возвышать, считая себя чем-то великим, тот будет покинут Богом и унижен

 

 

 Свят. Феофан Болгарский.

 

        Попробуем представить церковь, в которой, учение о спасение будет, исходит от разных авторитетных духовников, чада которых будут прислушиваться только их мнения, можно утратить дар рассуждения или вообще его не получить в рамках ограниченного мышления. Вспомним хотя бы примеры из истории тех, кто готовился к первой встречи Христа, таких как Кумранскую общину, которая при всей строгости жизни почти монашеской и не смогла встретить и уверовать во Христа и стать его опорой в деле проповеди. Любые аскетические подвиги необходимы для очищения внутреннего нашего человека, то есть души от тех страстей, которые приобрел человек от неправильного мышления и ложной цели жизни. Мы все знаем десять заповедей данные Моисею, и думаем, что праведность состоит, в их выполнении.  Исповедь нашу строим из перечисления нарушения заповедей, не убий, не укради, не лжесвидетельствуй, чти родителей и так далее, но забываем о двух первых заповедях.  Из этих заповедей, строится весь закон. Ради которых пришёл Христос, научить людей любви и состраданию  друг – другу.  

   Выполнение остальных восьми заповедей свойственно кроткой душе Христианина.

  И так будем внимательны к себе, к своим чувствам и мыслям направляя их к угождению одному Богу, а потому наставников наших  не будем искушать гадательными вопросами, больше будем полагаться на Бога, на промысел о нас и смиренно нести свой Крест.

   Вопросы о конце мира будем задавать больше себе, что мы сделали, для того чтобы встретится с Христом в Царствии  Небесном. Готова наша душа как невеста встретить Жениха, или давно спит в неведении, когда он придёт.