Религиозные праздники 18 октября

18 окт 2017
18 октября православные верующие празднуют Собор Московских святителей.

Собор Московских святителей

Практика соборного празднования памяти святых известна со времен установления общего праздника трем великим святителям — Василию Великому, Григорию Богослову и Иоанну Златоусту, отстоявшим чистоту канонического православия в борьбе с ересями во времена становления христианской церкви. По этому примеру на Руси во времена царя Феодора Иоанновича и патриарха Иова соединили в одном общем праздновании 5 октября (18 октября по новому стилю) трех Московских митрополитов — Петра, Алексия и Иону, во времена смут и усобиц сохранивших православие на русской земле.

В XIX веке к ним присоединили еще одного хранителя православия, страдальца за веру и правду митрополита Филиппа, а в начале XX-го — священномученика патриарха Ермогена.

А в конце XX — начале XXI века были канонизированы и сам основоположник этого соборного праздника патриарх Иов, и митрополит Макарий, делом жизни которого было прославление русских святых, и великие просветители и миссионеры XVIII-XIX веков митрополиты Филарет, Иннокентий и Макарий, и новомученики и исповедники Российские патриарх Тихон и местоблюститель патриаршего престола митрополит Петр.

Кто же они, столпы российского православия?

Святитель Петр, митрополит Киевский и всея Руси – первый предстоятель Русской церкви, с 1325 года выбравший своей личной резиденцией Москву и завещавший похоронить себя в ней, провидя ее роль как собирательницы Русской земли.

Святитель Алексий, митрополит Киевский и всея Руси — церковный дипломат, миротворец, опекун и духовный наставник князя Дмитрия Донского, друг преподобного Сергия Радонежского. 24 года возглавлял он Русскую церковь. При нем она достигла величайшего духовного расцвета. При нем центром русской митрополии и постоянной резиденцией митрополитов окончательно стала Москва.

Святитель Иона, митрополит Киевский и всея Руси – был избран на Киевскую кафедру в 1431 году, но в Константинополе поторопились утвердить другого кандидата — Исидора, который в 1438 году отправился на Флорентийский собор и от лица Русской церкви принял унию с католиками, за что собором русских архиереев был низложен. Посвящение святителя Ионы в митрополиты впервые было совершено в Москве, а не в Константинополе. При нем в 1459 году соборным решением был закреплен новый порядок избрания русских митрополитов – Собором русских епископов с согласия Московского князя. Русская православная церковь фактически слала автокефальной, а митрополит Иона стал последним из ее предстоятелей, носившим титул митрополита Киевского.

Святитель Макарий, митрополит Московский и всея Руси — возведен на Московскую кафедру в 1542 году боярам Шуйскими, правившими Русью при малолетнем царе Иване. Он стал другом и духовным наставником юного царя, он входил в его "Избранную Раду", он венчал царя с Анастасией Захарьиной. При нем в 1542 и 1549 годах в Москве прошли два Макарьевских собора, на которых был канонизирован целый сонм русских святых. В историю церкви он вошел как составитель свода их житий — знаменитых "Макарьевских миней". При нем в 1551 году состоялся Стоглавый поместный собор Русской православной церкви, принявший важнейшие решения, определявшие соотношения норм государственного, судебного, уголовного и церковного права. В 1563 году, когда митрополит Макарий по немощи хотел уйти на покой, царь Иван умолил его остаться, но через 10 дней святитель скончался.

Святитель Филипп, митрополит Московский и всея Руси – боярин Колычев, предпочетший службе царю земному служение Царю Небесному, возведенный на Московскую кафедру по воле Ивана Грозного, добившийся поначалу прекращения казней и видевший главной своей задачей печалование за опальных и смягчение свирепости царя. За это в 1568 году, когда началась очередная волна террора, митрополит Филипп сам попал в опалу, был лишен сана, осужден на вечное заточение, в колодках и кандалах сослан в дальний монастырь и через год задушен там Малютой Скуратовым.

Святитель Иов, первый патриарх Московский и всея Руси — возглавивший Русскую церковь в царствование Бориса Годунова и немало потрудившийся для распространения православия в покоренном при Иване Грозном Поволжье и Сибири. Патриарх Иов отказался признать Лжедмитрия I сыном царя Ивана, потребовал от москвичей присяги на верность сыну царя Бориса Федору, а признавших самозванца  предал анефеме. После убийства Федора Годунова патриарха арестовали, сорвали облачение и отправили в изгнание, а на патриаршую кафедру возвели грека Игнатия, но его никто не признал, и до самой его смерти в 1607 году патриарх Иов оставался единственным законным главой Русской церкви.

Священномученик Ермоген, патриарх Московский и всея Руси — избранный на Московскую кафедру в разгар Смуты, главной задачей своей видел в том, чтобы не дать ввести в России униатство и католичество и не позволить искоренить православие. Своими обличительными и призывающими к единению в борьбе с врагом и избранию русского царя посланиями патриарх Ермоген во многом способствовал созданию мощных центров народного сопротивления интервентам, за что был насильственно сведен с патриаршего престола и заточен в Чудовом монастыре, откуда благословлял русское ополчение и где скончался мученической смертью от голода.

Святитель Филарет (Дроздов), митрополит Московский и Коломенский - первым в Петербургской духовной академии начал читать лекции на русском языке, а делом всей его жизни стало создание и издание русского перевода Библии, известного сегодня как канонический синодальный перевод. Он же составил православный "Катехизис". Поставленный на Московскую кафедру в 1821 году, он вскоре стал абсолютным духовным авторитетом для всей Русской церкви. Особым его попечением всегда было миссионерство, и именно ему во многом были обязаны своим успехом русские православные миссии а Америке, Сибири, на Дальнем Востоке и крайнем Севере. Его же трудами Московская духовная академия стала тем центром, из которого вышла целая плеяда блестящих русских богословов и философов.

Святитель Иннокентий (Вениаминов), митрополит Московский и Коломенский — апостол Сибири и Америки, выдающийся миссионер, отдавший всю жизнь просвещению коренных народов Северной Америки, Камчатки, Якутии и Приамурья, создавший письменность алеутов, начавший переводить на якутский и тунгусский языки тексты богослужения и Священного Писания. На Московскую кафедру он был поставлен после кончины митрополита Филарета в 1868 году — в самом конце жизни, уже старым и больным человеком, —  но 10 лет все оставшиеся силы отдавал заботам о епархии, по привычке всегда сам объезжая ее храмы и монастыри и принимая множество посетителей всех сословий. Его стараниями были созданы училище для девушек из духовного звания, иконописная школа, богадельня для бедных вдов и сирот. Скончался великий труженик и новый апостол в 1979 году на 82-м году жизни.

Святитель Макарий (Парвицкий-Невский), митрополит Московский и Коломенский - апостол Алтая, для успеха миссии в совершенстве овладевший алтайским языком и переводивший на него богослужебные книги, крестивший несколько десятков тысяч местных жителей и открывший для них около пятидесяти школ и училищ. В 1912 году он был назначен Синодом на Московскую кафедру и с тем же миссионерским рвением взялся за катехизацию паствы. В феврале 1917 года он отказался присягнуть Временному правительству.

Светские власти не допустили его на  Всероссийский поместный собор 1917-1918 годов и под угрозой заключения в Петропавловскую крепость вынудили подать в отставку. Кроме того, 82-х летнего старца лишили положенного ему по статусу содержания и права проживания в Троице-Сергиевой Лавре, сослав в Николо-Угрешский монастырь, где он доживал, покинутый всеми, в параличе, но не потерявший способности мыслить и говорить. Патриарх Тихон до самой своей смерти навещал больного, а его преемник митрополит Петр, став патриаршим местоблюстителем, приехал к старцу за благословением, и тот подарил ему свой белый клобук. Скончался апостол Алтая в 1926 году.

Святитель Тихон, патриарх Московский и всея России – начинал свое пастырское служение как миссионер в Америке, много потрудился для завершения перевода богослужебных текстов на английский язык, при нем в США были открыты десятки православных храмов, был основан первый православный монастырь и при нем школа-приют для сирот. На Всероссийском поместном соборе 1917-1918 годов на фоне вестей о многочисленных расправах над духовенством и сообщения об убийстве митрополита Киевского Владимира (Богоявленского)  был избран патриархом. В первых своих воззваниях предал анафеме всех, творящих кровавые расправы, что большевики, естественно, приняли на свой счет, хотя речь шла о "всех, взявших меч".

С тех пор остаток жизни патриарха Тихона прошел в мучительных поисках приемлемого компромисса между церковью и богоборческой властью, отправившей его в 1922 году под арест. До конца жизни он оставался под следствием, и официальной регистрации Патриархии как органа церковного управления так и не произошло. В  декабре 1924 года на патриарха было совершено покушение, во время которого погиб его келейник Яков Полозов, а через месяц патриарх Тихон слег и в апреле 1925 года скончался.

Священномученик Петр (Полянский), митрополит Крутицкий — местоблюститель патриаршего престола, преемник патриарха Тихона, по его личной просьбе принявший монашество и епископство и до самой своей мученической смерти в 1937 году одним своим существованием и категорическим отказом снять с себя возложенные на него предшественником и утвержденные собором епископов полномочия местоблюстителя — несмотря на ссылки, тюремные заключения и пытки — удержавший Русскую церковь от раскола и гибели.

 

РИА новости / klikovo.ru