Глава седьмая

Епископ Вениамин (Милов) ЧТЕНИЯ ПО ЛИТУРГИЧЕСКОМУ БОГОСЛОВИЮ

По литургическому учению Святый Дух - Третье Лицо Св. Троицы, - 1. единосущен Отцу и Сыну и 2. исходит от Отца, как Божественное лицо. 3. Он по­дает жизнь, просвещение, освящение и утешение че­ловеческой душе. 4. Святым Духом даруются прозре­ние св. пророкам и благодатные дарования верующим во Христа.

На основе упомянутых догматических положений церковные песнопевцы развивают свои мысли прежде всего о Божестве Третьего Лица Св. Троицы.

1.

Как Бог и Господь всех, учат они, Св. Дух едино-силен, единосиятелен и соприсносущен Отцу и Сыну. Что имеет существенно Отец и Сын, то имеет и Св. Дух, кроме нерождения и рождения. Он самовластен, самоповелителен, самосиятелен, самодвижим.

2.

Личное свойство Его составляет предвечное ис-хождение из существа Бога Отца. Нерожденный светОтец прежде веков изводит из Себя всесильный сияю­щий Свет Духа. Самовластно исходя от Отца, как некая река Божества, Св. Дух неслиянно почивает в Сыне. Начало исхождения Духа Утешителя от Отца безначально. Потому Он древнее всех веков, никогда не начинался, не преставал, всегда был, есть и бу­дет со Отцом и Сыном.

В смысле Божественной сообразности и равночестности Отцу и Сыну Св. Дух есть Свет от Света, Огнь от Огня, равнодействен Отцу и Слову и соцарствует Им на небе и на земле.

3.

Как благ Отец и благ Сын, так благ и Св. Дух. Он - струя благости Существа Божия, Самоблагий Источник благостыни. Он - свет и Податель света, Совершитель обожения верующих, всесильная и всех посещающая Держава, Жизнь и Животворящий.

Все живущее одушевляется Его благодатными по­даяниями по изволению Отчему чрез Сына Божия.Жизненачальное достоинство Св. Духа действенно в об­новлении лица всей земли, излиянии ангелам и людям благодати высшей жизни и устроении будущего воскре­сения мертвых. Духодвижимые струи благодати напояют всю тварь, оживляют и таинственно просветля­ют всякую верующую душу. Чрез Духа, все исполняю­щего, разумно-свободные твари видимые и невидимые живут высшей жизнью, движутся и соблюдаются во Отце и Сыне.

Духу Святому вместе с животворением тварей принадлежит просвещение, освещение и утешение анге­лов и людей.

Господь Иисус Христос   возвестил о Себе, что Он - есть Утешитель людей и кроме Себя указал на бытие у Отца иного Утешителя, Св. Духа.

Невещественный свет Духа просвещает человечес­кие души богатством славы путем светотворящего дохновения. Св. Дух как бы вдыхает дарования благо­дати твари. Он очищает грешных людей от всякой скверны и освящает их мысленно и сердечно ради крестной жертвы за мир воплотившегося Сына Бо­жия.

В церковных песнопениях резко оттеняется мысль о том, что Сам Дух Святой разделяет дарования между людьми, которых Он посещает светодательством и сберегает от падений.

Боговидный мысленный свет Духа делает просве­щаемых общниками святости Божией и носителями начатка Божества в виде сияния благодати. Его благодатию венчались святые Апостолы, мученики и вен­чаются все православно верующие.

Св. Дух ведет грешных к святости, так как очища­ет от греховной скверны. Он послан в мир омыть гре­хи всех кающихся грешников. Живоносный огнь Духа обновляет и просвещает тех, в кого вселяется; оро­шая сердца людей, Он сожигает в них грехи и сози­дает им правый дух.

В итоге всего сказанного выше, мы очевидно мыс­ленно созерцаем во Св. Духе Истинного Бога, - лично исходящего от Отца прежде всех веков, животворяще­го, просвещающего и освящающего разумно-свобод­ные твари.

К преимущественной деятельности Св. Духа еще относится вдохновение и просвещение пророков для зрения будущих судеб мира и Церкви. Действием Св. Духа познается Св. Троица и прославляется единым поклонением, честью и славою.Христос Спаситель незадолго до Своих крестных страданий дал Св. Духа Апостолам, но не вполне явно, по воскресении из мертвых сообщил Его им явствен­нее путем дуновения Своих уст. Утром в Пятидесятни­цу самоповелительная сила Духа Святого ниспослана Апостолам от Отца ради ходатайства Сына Божия уже существенно, в виде огненных, невещественных язы­ков. Опочивание над главами Апостолов огненных языков знаменовало как бы Божественную беседу Св. Духа с Апостолами, орошение и одождение их огнен­ным источником. Благодатное излияние дарований Уте­шителя соделало Апостолов обладателями дара языков и пречистыми обителями Троичного Божества. Излия­ние благодати Духа Церкви Христовой соединило хри­стиан единообразием святого настроения любви, неза­висимо от национальности.

Блистающее дохновение Св. Духа чудно изменило прежде всего первых членов Христовой Церкви - Апо­столов. Просвещение благодати объяло их ум, чувство, волю и телесность, соделало огненным самое слово. Св. Дух даровал Апостолам мгновенно глубочайшее ве­дение Божественной премудрости и напомнил им пре­жде сказанные решения Христовы. Под воздействием благодати неучившиеся в земных школах рыбаки вдруг стали ораторствовать о Божием величии на языках неизвестных им народов.

Со дня сошествия Св. Духа на Апостолов благодатию Божиего образуется на земле Христова Церковь или общество истинно верующих во Христа. Православ­ные христиане, приняв Св. Духа от Апостолов, увидели свет истины, обрели веру истинную, научились покла­няться нераздельной Троице, Которая и спасает их.

Св. Дух поставляет в Церкви священнослужителей. Чрез них Он навеки запечатлевает благодатию верующих в таинстве Церкви, согревает теплотою любви и сынополагает их Богу Отцу, как святых.

Христиане принимают Св. Духа через Христа и вместо Христа Св. Дух исполняет их Своими утешени­ями и вместе со Христом Сыном Божиим ходатайству­ет пред Отцом Небесным об их спасении.

Каждая искренне-верующая личность по благодати Св. Духа испытывает и чувствует благотворную пере­мену во всех своих душевных силах и приобретает "истинную существенность".

Человеческий ум влиянием благодати просветляет­ся к Боговедению и мысленному созерцанию Едино­сущной Троицы. Св. Дух таинственно обновляет и очи­щает смысл каждого искренне верующего человека к познанию отеческих велений, уразумению лжи губи­тельных земных учений и ясному пониманию Еванге­лия.

Пророки Ветхого и Нового Завета во свете Духа Святого зрели и созерцают грядущее, вещают о бу­дущем, прозирают отдаленное и судьбы мира и Цер­кви. Еврейских детей Св. Дух некогда научил воскли­цать во славу Христа Спасителя - "Осанна Сыну Да­видову" - при входе Господа в Иерусалим.

На сердцах верующих благодать Духа пишет за­кон благости, т.е. размягчает их любовию к Богу и ближним, исполняет страхом Божиим, миром, уте­шением и радостью, рассеивает в них мрак печали.

Воля облагодатственных укрепляется от Св. Духа к непоколебимому стоянию в добре и святости, и или, что то же, к пребыванию всегда во Отце и Сыне, по­мощью Духа Святого.

Сравнительно с людьми совершеннее их святые ангелы. Ангельская природа почерпает от благодати Утешителя неприкосновенную и неизменную силу обра-щенкя к Единому Богу и постоянное хотение и потреб­ность славить Единицу - Троицу.

Молнии Божества Духа вечно охраняют незыбле­мость ангельского освящения.

Хотения немощной человеческой воли точно также возвышаются к небесному дохновениями Утешителя. Люди в Духе Святом жаждут спастись и горячо стре­мятся исполнять отеческие предания, ревнуют о мо­литве и милосердии ко всем и смиряются пред дру­гими.

Тайное воздействие благодати делает боязливых христиан дерзновенными исповедниками веры, слабо­вольных - мужественными на подвиги.

Если признаком телесной жизни человека служит продолжение телесного дыхания, то подобно этому признаком духовной жизни его является восчувствование дохновений Св. Духа. Потому св. Церковь учит всех христиан молитвенно взывать к Богу: "Боже и Человеколюбче! Не отнимай от нас Твоего Святого Духа". "Всесвятый Душе, исходящий от Отца и при­шедший чрез Сына! Спаси и помилуй всех нас!"

Изложенное церковно-литургическое учение в об­щем ясно освещает внутрисущественную жизнь Св. Духа и точно отображает Его действия в личностях  бесплотных ангелов и плотяных людей, пребывающих в лоне св. Церкви. Выразительные рассуждения церков­ных песнопевцев о влиянии Св. Духа на тварь напоми­нают яркие вспышки зарницы на черном фоне ночного неба. Церковно-литургическая речь содержит глубокие толкования соответствующих библейских умозрений об Утешителе и своей благодатностью пробуждает бла­гоговейные чувства у читателей.