Служба Иверской иконе Божия Матери.

Ф. Г. СПАССКИЙ РУССКОЕ ЛИТУРГИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО

Служба Иверской иконе Божия Матери написана была, без вся­кого сомнения, на Афоне и, вероятно, русским по происхождению иноком не ранее второй половины 17 в. (2). Список иконы «начер­танной при посте и молитвах, и по принесению всею братией усерд­ных молитв отправлен с Афона. Св. Икона, сопровождаемая Афон­скими иноками, прибыла в Москву в 13 день октября 1648 г.» (Деб. т. 1-179). 19 мая 1669 г. икона поставлена в особую часовню у Вос­кресенских ворот. Царь Алексей Михайлович того же дня дал Иверскому Афонскому монастырю во владение Московский Николаевский монастырь. («Собрание Государственных грамот и договоров, храня­щихся в государственной коллегии иностранных дел». Москва 1826 г. ч. 4, № 68). По одному сказанию, писанному Иоанникием Голятовским, служба Иверской иконе переведена с греческого на славянский язык иером. Димитрием Раевским и монахом Иоакимом (Деб. т. 1 стр. 178 и Викт.: Антониева Сийского монастыря рукопись № 85, стр. 214: 1762 г.: «Преведеся сия служба и история с греческого на Славяно-российский диалект трудолюбным тщанием Словено-греко-латинским учителем иеромонахом Димитрием Раевским и дидаскалом гречанином монахом Иоакимом,  1738,  месяца октоврия индикта  1».Однако, не только перевод, но и дополнения были совершены: до­вольно невероятно, чтобы в греческой службе был помещен в ка­ноне такой тропарь: п. 8: «Подобием иконы Иверские не точию Свя­тый Афон просвещается, но и царствуяй град Москва украшается... Еще и страна Новгородская и инии грады и веси освятишася». Что служба писана на Афоне это несомненно: м. в. Г. В. стих. вторая: «Радуйся Афонская гора», ст. 4: «Грядите радостно иноков Афон­ских лицы». Слава и ныне: «Ограждает бо святую обитель и вся жи­вущии на Афоне своим покровом». Вел. веч. Г. В.: «Красуйся и радуй­ся, Афоне, и веселися обитель Иверская» и т. д. Автор начитан был в чисто русских и переводных богослужебных текстах: слава и ныне на стиховне: «Притецем к тихому пристанищу и заступнице рода нашего Деве, поклонимся честному ее, ангелы почитаемому образу» (см. служба Казанской иконе). Седален на утрени: «Сей день Господень, радуйтеся людие, се бо светоносный облак...» (богородичные празд-шгки). Стих. по 50 псалме писана по Успенской: «Егда явление чуд­ного Твоего образа готовлящеся... Гавриил же яко вторый Петр по морю ходя, со слезами вопияше ти». Стих. Г. В.— «Гряди, Гаврииле, сниди на море, немокренныма ногама», стих. на хвалитех: «Препо­добный Гавриил по воде морстей пешешестова».

Весь канон наполнен выражениями и знакомых переводных гре­ческих текстов: п. 9 тр. 3 «Богородице Дево, упование христианом» (Сретение), п. 6 «Храм носяй телесный весь осквернен» (по Еванге­лии, недели предпостовые и поста). Использованы и ирмосы разных гласов: тр. 3 п. 1 — «Огустеша воды», тр. 4 п. 1 — «Помощница и покровительница была еси», тр. 1 п. 3 — «утверди сердце мое», тр. 4 п. 3 — «Неплодствующий мой ум плодоносен покажи ми», тр. 1 п. 4 «Покры небеса добродетель Твоя», тр. 3—«Услышавше слух», тр. 4— «Ты еси моя крепость и сила», тр. 1 п. 6—«В скорби сердца вопию ти, житейского моря потопляем бурею», тр. 2 — «Бездна последняя грехов обыде мя и исчезает дух мой, но простри, Владыко, высокую Твою мышцу», тр. 4 — опять «Храм носяй телесный весь осквернен», тр. 1 п. 7 — «Согрешихом, беззаконовахом».

Общий тон службы весьма выдержан по славянским текстам. Она дает указания на касающееся русских, а не греков, прославление на Москве и в России. Написана она для России и при том не сразу после принесения иконы в Москву. Канон говорит об украшении «Новгородского края и иных». В 1656 г. Валдайская обитель Новго­родской области получила список иконы (Деб. т. 1-180). Следова­тельно, не ранее этого срока и была составлена наша служба, или, в крайнем случае, не ранее получила она дополнения российского характера (3). Список иконы для Новгородской области принесли Афонской горы иеромонах Корнилий и монах Никифор: не были ли они снабжены и нарочито составленной службой, в которой упоми­нается и Москва, ранее получившая икону, и Новгород, куда список иконы только направлялся в это время с Афона.