Служба преп. Макарию Колязинскому.

Ф. Г. СПАССКИЙ РУССКОЕ ЛИТУРГИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО

Этот же мотив встречается и в службе преп. Макария Колязинского (ум. в 1438 г.), марта 17 (канонизован на Соб. в 1547 г.), житие которого и службу (Фил. 1—209) написал около 1540 г. инок Макарий (8). И в этой службе находится влияние уже составленной службы преп. Сергию, что заметно в особенности в стихирах на ли­тии и на хвалитех. Имеется некоторое сходство и со службой преп. Павлу и это обстоятельство наводит на мысль — не одного ли ав­тора  эти две службы? Наша служба не имеет малой вечерни — день празднования выпадает на пост — однако, стихиры на литии име­ются. Из общей минеи взяты славы на стиховне и хвалитех и стихира по 50 псалме. В службе два канона, в которых, как и в стихирах, со­держится упоминание о мощах преподобного. Написаны каноны и стихиры тоном, свойственным иноку и по преимуществу прославляют монашеский подвиг преподобного. Так как мощи открыты были в 1521 г. (9), служба не могла быть написана ранее и, быть может, по­селение составить ее дано было чудовским архимандритом Ионою, свидетельствовавшим мощи. Местный праздник и был установлен в том же 1521 г. Гол. т. 2, 2—189 ставит дату написания жития пре­подобного при митрополите Макарии под вопросом. (Вас. стр. 212 почему то относит установление праздника к 1619 г.). Возможно, что в службе мы имеем доказательства ее написания именно в начале 16 века и даже имя одного из авторов части службы. В службе два канона: первый канон в 9-ой песни приводит, по нашему мнению, имя творца его:   

Рака

Огнем

Мирские

Низложи, что может дать имя, Романа. Инок Роман около   1530  г.   составил  житие  Ефрема   Перекомского   (10)   (Фил,1—208), списав его целиком с жития преп Александра Свирского. Служба преп Ефрему списана в свою очередь со службы учителю его преп Савве Вышерскому

По характеру своему эта служба местная в ней нет мотивов го­сударственных. Только в икосе читается: «императору (было царю) нашему похвала и утверждение» Такие местные службы не быстро попадали в общерусские минеи. (Гол. Кан № 46—почитание раннее). Провинциальные святые чтились на месте часто задолго до того, как центр—Москва—узнавал о них и решал распространить празднование по всей Руси. Макарьевские соборы 1547-1549 г были в этом смысле проводниками этой идеи: из 14 канонизованных святых собора 1547 г. можно указать только двух, относящихся к самому центру, митрополита Московского Иону и, отчасти, св. кн. Александра Нев­ского, празднование которому уже было общим и до собора Осталь­ные 12 были ранее местно празднуемыми. В свою очередь собор ка­нонизовал также для местного празднования 9 святых, в том числе и одного московского — Максима юродивого Собор 1549 г распро­странил по Руси празднования 16 местных святых путем канонизации их: в их числе нет ни одного святого московского и областей близких Москве. Их празднования по мере возрастания Москвы становились обще-русскими Местные службы или заменялись целиком или же получали дополнения; изредка, все же, они оставались нетронутыми.