Служба св. кн. Всеволоду-Гавриилу.

Ф. Г. СПАССКИЙ РУССКОЕ ЛИТУРГИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО

Новгородский князь Всеволод-Гавриил, скончавшийся в Пскове в 1138 г., 11 февраля (1), был признан святым вскоре после кончины. Празднование ему началось, быть может, с 1192 г. или же с 1284 г. после первого чуда при мощах (Гол. Кан. стр. 61). Канонизация про­изошла на соборе 1549 г. Один из канонов службы святому принадле­жит Никодиму, не позже 16 в. Фил. не знает Никодима (2) и назы­вает автором службы Василия, он же Варлаам Псковитянин, который составил службу и житие князя в 1550 году. (Фил. т. 1 — 209 и арх. Леон. № 1127 стр. 559). Служба, повидимому, испытала также перемены. Во всяком случае второй канон дает основания думать, что к службе руку приложил и какой-то Григорий, имя которого в сокра­щенной форме можно прочесть в акростихе 8 песни канона. Фил. Ист. ч. 3 стр. 305 и т. 1 — 122 называет авторов службы: это пресви­тер Филофей (Арх. Леон. Св. Р. стр. 64) и Никодим. Таким образом, Никодим, Филофей, Василий и Григорий — вот имена авторов тру­дившихся над составлением службы. Внутренние данные службы подтверждают такую пестроту, ибо можно видеть постепенные при­бавления к какому то основному тексту службы.

Можно предположительно выделить из текстов второй канон, писанный в конце 16 или начале 17 в. Канон надписывается указа­нием: «Аще волиши повелителя уведети, в началех тропарей канона сего». Не все тропари входят в фразу о «повелителе», которая со­ставляется последовательным чтением в таком виде:

п. 1 тр. 1 ---------

             2  В лета

             3  Царя

п. 3       1 Славного

             2  Бориса

             3  Всея России

п. 4      1  По  благословлению

                    2  Епископа Великого  Новаграда

            3   Геннадия

п. 5      1 Пскова

            2  Града

            3  Рукою

п. 6        1 ---------

              2  Буяго

              3  Умом

              4  В человецех

п. 7        1 в скорбех

              2  Песнословивша

              3  Гри (вну)

п. 8       1   Го(рнего)

              2 Ра(чение)

Эта фраза дает: «В лета царя славного Бориса всея России по благословению епископа Великого Новаграда Геннадия Пскова града рукою буяго умом в человецех в скорби песнословивша ГРИГОРА». Время  написания  канона  устанавливается  с  бесспорностью,   благодаря "указанию акростиха: между 1598 и 1605 годом, в период цар­ствования Бориса Годунова. Имя автора Григория Суздальца может быть названо с некоторой осторожностью. Акростих представляет собой новую форму: словесный и с примесью изображения по словам в написании имени автора. Манера эта не требует изображения двумя красками, ибо внимание естественно направляется указанием надписания на начала тропарей.

Эта часть службы нам кажется более поздней, если только авто­ром первоначальной службы был Василий в 1558 г. А это предполо­жить можно, ибо Василий был одним из писателей служб по поруче­нию митр. Макария (3). В службе этой обретается много заимство­ваний из служб юродивым. Это заимствование несколько неожидан­но. Митр. Евгений, История княжества Псковского, Киев 1831, ч. 2 стр. 155 передает особый тропарь псковскому юродивому Николаю, у Сер. неотмеченному: «Славенска языка, Псковские земли плотски в юродстве быв, юродства притворением горнего Иерусалима граж­данин явися, ангелом свеселишися, мироточивого святителя Николаа звание восприем, с ним же всегда Христа Бога моли даровати нам велию милость». Юродивый Николай скончался в 1576 г.

В нашей службе первые стихиры на Г. В. взяты из общей служ­бы юродивым часто повторяющейся у нас, оттуда же взят и второй светилен, канон первый также помещен в службах Исидора и Прокопия, на 14 мая и 8 июля, в изложении почти не отличающемся от нашей службы. В ней в песни 1 иной богородичен, в п. 4, 6 и 9 до­бавлено по одному тропарю. Добавление тропаря в 9 песни приводит нас к выводу, что канон этот, общий трем службам, представляет собой прямую переписку какого то Иосифова канона. Песнь 9, по обычаю Иосифа, дает его полное имя в акростихе.

При переводе на греческий язык начальных слов тропарей рус­ского канона это с ясностью обнаруживается:

Видети            Ίδεΐν '

Яко                 ώς

Мудростию     Σωφία

День               'Ημέρα

Света              Φωτός

И действительно, канон списан целиком с Иосифова творения в честь св. и праведного Евдокима 31 июля. Некоторые разницы меж­ду службами Прокопия и Всеволода при переписке были допущены. Кроме тропаря 9 песни в службе Всеволоду, пропущенного у Проко­пия, здесь читаются и тр. 4 в п. 4 и тр. 4 в п. 8. Таким образом канон Всеволоду более полон, чем Прокопию и Исидору и по нему как рази открывается имя настоящего писателя канона. С некоторой веро­ятностью можно предположить начальный текст службы в таком виде: заимствованные из службы юродивым стихиры на Г. В., сти­хиры на стиховне, взятые — первая из служба в. кн. Владимиру на 15 июля на Г. В., а вторая — из службы равноапостольному царю Константину, 21 мая, — она поставлена второй на Г. В., — тропарь, составленный по тропарю Борису и Глебу, с тем же окончанием его, что и 24 июля, Иосифов канон, второй седален из общей минеи, сла­ва на хвалитех из службы Борису и Глебу. Второе добавление состоит из вторых стихир на Г. В., первая из которых составлена под влия­нием стихиры первой Г. В. св. кн. Александру Невскому, славы на Г. В., стихир на литии, седальна кондака и части стихир на хвалитех. В этой части заметна рука псковича, отечестволюбца, с удоволь­ствием высмеивающего Новгород Великий. Хорошо изображен спор двух городов из-за мощей святого, заканчивающийся победой Ве­ликого Плескова. Стиль писателя высокопарен и обнаруживает не­сдерживаемую гордость: Слава Г. В. «Начальнику благовестия Божия слова и неизреченных таин служителю, небесному воеводе вышних сил тезоименитого, благочестивого великого стратига Всеволода, со-шедшеся, празднолюбцы, хвалами и песньми духовными возвеличим... моли от супостат нашествия твой град Псков сохранити».

1 стих. на литии в том же стиле: «Наста ныне всечестная память великого князя Всеволода, нареченного по осмодневному закону Господни новые благодати Гавриила... приидите вси концы земнии. Прииди же и ты, Великий Новграде, в тебе поживый сей блаженный святые церкви многи созда». Это специальное приглашение Новго­рода только запев, начинающий разъяснение отношений двух вели­ких градов. Стих. третья на литии описывает и причину натянутости отношений: «Якоже услыша боголюбивый епископ Нифонт (1130-1156) преставление твое честное, тогда и народи Великого Новаграда восхотеша мощи твоя взяти к себе: посланнии же от священных дерзнуша взяти тя и не возмогоша: и тако пребыл еси, всеблаженне Гаврииле, неподвижим с места своего, и сугубо чудодействие пока­зал еси, яко же древле чудный Илиа Елисееви милоть свою, усугубити Духа благодать: ты же ноготь от честные руки своея подал еси Великому Новуграду на исцеление и заступление». Здесь явное ума­ление Великого Новаграда, ловким манером вставленное в богослу­жебный текст. Великий Новгород получил лишь малую частицу свя­тыни, остающейся за Псковом. Фил. Ист. 1-220, изложив историю из­гнания Новгородцами кн. Всеволода и его мирную кончину в Пскове, говорит: «Когда прославились мощи св. Всеволода, Новгородцы хо­тели их взять к себе. Но на то не было изволения св. Князя: — им дан только ноготь с руки его». Новгород отмечал дни памяти кн.Всеволода Гавриила, но без особой торжественности: Ч Н С стр. 53 на 27 ноября—обретение мощей вел. кн. Всеволода Гавриила Псков­ского Чудотворца: Иакову епископу Ростовскому и кн. Всеволоду выпевают в иные дни (из-за праздника Знамения Новгородского) и на 11 февраля лишают кн. Всеволода службы: «Вечерню и утреню и литургию поют по уставу Димитрию Прилуцкому» (там же 102). Служба же Всеволоду соединяется 10 февраля с последованием муч. Харлампию и «трезвон без болшаго» (4). Пскович не хочет признать за Новгородом никакого права на мощи св. князя: в славе на стихов­не: «приидите славного града Пскова народи малии и велиции, на­шего заступника из Вышеграда нам пришедшего... восхвалим». Нов­городцы как раз и хотели взять мощи на том основании, что кн. Все­волод был несколько времени в Новгороде. Здесь псковитянин отво­дит этот довод упоминанием Вышгорода. Канон излагает житие Все­волода, царской короной почтенного от Мономаха, от рода Борисова, описывает деятельность его в Новгороде и помощь ему псковитян при недоразумениях с новгородцами, их посягательства на Суздаль, пе­реселение князя в Псков, блаженную его кончину и спор из-за мо­щей Новаграда и Плескова, основанного кн. Ольгой. Все это изложе­но в доброй последовательности по житию. В стихирах на хвалитех прославляются и храм святого и его мощи.

Первая часть службы скорее всего и принадлежит Василию (5), сложившему ее из многих частей, нами указанных, из уже существо­вавших служб. В этой части нет никаких особенностей, которые могли бы дать указания на время и место составления, тогда как вторая часть несомненно написана в более позднее время прирож­денным псковитянином, быть может, Григорием (скорее всего Суз­дальским старцем)  (6).