Первое послание к Коринфянам

Протоиерей Николай Попов СВЯЩЕННАЯ ИСТОРИЯ НОВОГО ЗАВЕТА

По удалении Ап. Павла из Коринфа. неблагонамеренные люди стали унижать его, говорили, что он малоучен, слаб духом, не самовидец Христа, и по­тому не может преподать истиннаго учения о Нем, и достигли того, что Коринфские христиане разделились на партии: одни называли себя Павловыми, другие Кифиными, третьи Аполлосовыми, иные Христовыми. Явились в Коринфской церкви и другие безпорядки. Узнав об этом, Ап. Павел написал, около 58 года, из Ефеса к Коринфянам первое послание.

После приветствия (1, 1—9.) Ап. Павел умоляет Коринфян, чтобы не было между ними разделений, но чтобы они бы­ли единодушны (1, 10—16.). Зная, что его унижают за простоту его проповеди, Ап. Павел говорит, что он проповедывал Коринфянам Иисуса Христа распятаго, для Иудеев соблазн, а для Эллинов безумие, но для верующих во Христа — Божию си­лу и Божию премудрость (1, 17—31.); проповедывал без красноречия, чтобы вера их утверждалась не на мудрости человеческой, но на силе Божией; что, несмотря на простоту, проповедь его заключаешь в себе совершенную мудрость, но мудрость не века сего, а мудрость, которую открыл ему Бог, которой ду­шевный человек не принимает (2 гл.). Я говорил с вами, продолжает Апостол, не как с духовными, но как с плот­скими, и вы, действительно, плотские, когда один из вас называет себя Павловым, другой Аполлосовым. Кто Павел? Кто Аполлос? Они только служители Божии. Я насадил, Аполлос поливал, но возрастил Бог.. Насаждающей и поливающий есть ничто, а все Бог возращающий. Каждый получит награду от Бога по своему труду. Каждый должен смотреть, как строит на положенном основании Иисус Христос. Поэтому никто не хвались никакими учителями, кроме Христа. (3 гл.) Для меня мало значит, как высудите обо мне: судия мне Господь. У вас некоторые возгордились; я приду к вам и испытаю не слова их, а силу,   ибо царство Божие не в слове,  а в силе.  (4 гл.)

До Апостола дошел слух, что один Коринфский христианин вместо жены имеет мачиху. Апостол повелевает от­лучить его, чтобы дух его спасся, и заповедует вообще не иметь общения, даже не ест с таким христианином, который остается беззаконником, или лихоимцем, или идолослужителем, или злоречивым, или пьяницею, или хищником.  (5 гл.)

Некоторые из Коринфских   христиан судились у язычников, а не у христиан. Апостол признает унизительным как это, так и то, что они имеют тяжбы между собою, и, значить, обижают друг друга. Затем сказав, что они омыты и освя­щены крфщением, что они члены тела Христова, храмы Св. Ду­ха, учит их убегать распутства и других пороков и про­славлять Бога в телах и в душах своих. (6 гл.)

Коринфяне спрашивали Апостола о безбрачии; он похваляет безбрачие, как  состояние более свободное для служфния Господу; но вообще советует вступать в брак, так как не все могут владеть собою. Затем вступившим в брак запрещает разводиться, даже если бы один из супругов был неверующий. Вообще научает каждаго христианина оставаться в том знании, в котором кто был до обращения ко Христу, обрезанным или необрезанным, рабом или свободным.  (7 гл.)

Некоторые христиане вкушали яства, принесенныя в жерт­ву идолам. Ап. Павел пишет, чтобы в таких случаях христиане руководились не знанием, которое надмевает, а любовию, которая назидает. Мы знаем, что идол ничто, следовательно, не может осквернить пищи, принесенной ему; но не у всех такое знание: некоторые, в совести своей признавая идольския жертвы оскверненными, едят идоложертвенное, и чрез то совесть их оскверняется. Посему должно остерегаться есть идоложертвенное, чтобы не соблазнился кто-нибудь немощ­ный совестию и не стал бы есть идоложертвенное, считая его скверною, и не согрешил таким образом. Потому, прибавляет Апостол, если пища соблазняет брата моего, не стану есть мя­са во век, чтобы не соблазнить брата моего. (8 гл.)

Противники Павловы упрекали его, что он отличается от прочих Апостолов, не пользуется готовым содержанием, за­нимается рукоделием, так что жизнь его как бы служит упреком жизни прочих Апостолов. Апостол отвечает этим хулителям, что, будучи Апостолом, он имеет право есть и пить готовое, но не пользуется своим правом, дабы не поста­вить этим какой преграды благовествованию Христову и полу­чить нетленный венец. (9 гл.)

Некоторыф из Коринфских христиан не только ели идоло­жертвенное, но присутствовали при жертвоприношениях и при­нимали участие в праздниках идолам. Язычники продавали на торгу и предлагали христианам в своих домах идоложертвен­ное. Апостол посему пишет: возлюбленные! убегайте идолослужения. Чаша благословения, которую благословляем, не есть-ли приобщение Крови Христовой? Хлеб, который преломляем, не есть ли приобщение Тела Христова? Не  можете пить чашу  Господню и чашу бесовскую; не можете быть участниками в трапезе Господней и в трапезе бесовской. Но все продаваемое на торгу и предлагаемое в домах ешьте без всякаго изследования. (10 гл.)

У Коринфских христиан происходили некоторые безпорядки в церковных собраниях: женщины присутствовали в сих собраниях с непокрытою головою, мужчины, напротив, с по­крытою; богатые, причастившись Св. Тела и Крови Господа, спешили преждевременно есть свою пищу, принесенную на вечерю Господню; таким образом происходило недостойное причащение Тела и Крови Иисуса Христа. Исправляя эти безпорядки, Апостол наставляет присутствовать в церковных собраниях мужчин с открытою головою, а женщин с покрытою; внушает, что кто будет есть Таинственный Хлеб или пить чашу Гос­подню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Гос­подней; от того многие из них немощны и больны, и не мало умирает; заповедует, собираясь на вечерю, друг друга ждать. (11 гл.)

Многиф из Коринфских христиан имели чрезвычайныя бла­годатныя дарования: дар исцелений, языков, пророчества и др.; а другие, не имея сих дарований, завидовали им. Апостол внуша­ет Коринфянам, что дары Духа Святаго чрезвычайно различны, что даже признание и исповедание Иисуса Христа Господом есть дар Духа Святаго, что Бог раздает различныя служения и дарования различным людям по потребностям Церкви, но все не могут иметь одинаковыя служения и дарования; советует искать дарований больших (12 гл.) и указывает им прежде всего на дар любви. Без любви, говорит он, ни дар язы­ков, ни дар пророчеств и чудотворений, ни даже мучениче­ство ничего не значит. Любовь не перестанет существовать даже тогда, когда все другие дары прекратятся. (13 гл.) После любви Апостол научает Коринфян больше заботиться о даре пророчества и истолкования, чем о даре языков, потому что с первым даром лучше можно назидать собрание верующих; установляет порядок, в котором имеющие духовныя дарования должны говорить в Церкви; женам заповедует молчать в Церкви и учиться у мужей своих дома и научает, что вообще все в Церкви дожно быть благопристойно, чинно (14 гл.).

Некоторые из христиан Коринфских сомневались в воскресении мертвых. Апостол пишет им: если нет воскресения мертвых, то и Христос не воскрес, и тщетна вера наша, и мы несчастнее всех людей. Но Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших. Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут. Мертвые воскреснут нетленными, а мы живые изменимся. (15 гл.)

В заключение послания Апостол дает наставление относи­тельно сбора милостыни для христиан Иерусалимских, именно, чтобы в первый день недели каждый отлагал у себя и сберегал на этот предмет, сколько позволит ему состояние, и посылает приветствие и благословение (16 гл.).