Свобода: 1. Свобода человеческая и благодать Божия. Их взаи¬мосвязь в деле добра; 2. Определение и попущение Божие. Священник. &nb...

СВЯТИТЕЛЬ ФЕОФАН ЗАТВОРНИК НАСТАВЛЕНИЯ В ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ Составил Высокопреосвященнейший ИОАНН митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский

Свобода: 1. Свобода человеческая и благодать Божия. Их взаи¬мосвязь в деле добра; 2. Определение и попущение Божие. Священник.   Семейная и гражданская жизнь. Сама по себе не есть мирская жизнь.  Сердечная теплота. Чем ее поддерживать.   Сердечное сокрушение и самообличение. Мера в сокрушении и самообличении. Сердечное томление. Влияние сердечного томления на мышление. Сердце человеческое и Господь. Серчание. Наш повседневный грех. Скорби. Как переносить встречающиеся скорби. Скорбное и утешительное в нашей жизни. Их значение. Скука. Ее не следует допускать к себе.   Сласти духовные. Всегда ли они полезны нам.

СВОБОДА

1. Свобода человеческая и благодать Божия. Их взаимосвязь в деле добра

Все доброе созидается в нас взаимодей­ствием свободы и благодати. Обще это так выражается: начни трудиться над чем-ни­будь и трудись... Увидит Бог, что искренно желаешь искомого, и даст то... Хочешь при­обрести молитву, трудись в молитве... и Гос­подь даст молитву... Хочешь избавиться от гневливости — трудись над сим,.. и Бог, видя твое усердие, даст тебе безгневие... Человек сам собою ничего не созиждет в себе доб­рого, если не придет благодать; а благодать не дает ничего человеку, если человек сам не трудится... Заучите сей пунктик.

(Вып 6, пис. 957, стр. 57)

2. Определение и попущение Божие

Вы атаковываете свободу, — будто все строится так, что хочешь, не хочешь, а де­лай. Стоит только повнимательнее посмот­реть дела свои, хоть в один день, или пол­дня, и вы увидите, что все сами делаем, и делаем потому, что так хотим. Кто вас при-вел на Вышу? Связанным приволок кто, или сами решились и приехали? То, что вы называете понуждением, есть побуждение, без которого свободные дела не делаются. Но побуждение не есть необходимость — де­лать, а предложение дела. Дело предлагает­ся, душа обсуждает, сделать ли, и решает — делать или нет. Этого решения у души вы­нудить никто не может. Сама решает. Сюда и Божеская сила не заходит и никаким ма­новением свободы души не связывает.

Прародители пали. Почему? Нашли, что лучше будто не исполнять заповеди, и нару­шили ее. Змий предлагал. Ева рассуждала и нашла, что он не худо предлагает, и по это­му своему смышлению решила — сорвать плод и вкусить. Решения этого никто не вынуждал.

Тоже и духи пали, конечно, вследствие рассуждения и своеличного решения, что лучше не слушать Бога, а жить по своему смышлению. Рассудили так и отпали от Бога. Решения никто не вынуждал.

Так и всякая душа действует. Побуждений может быть много и самых сильных и пону­дительных, а решение всегда от воли души зависит. Она может решить и наперекор всем понудительным побуждениям. Возьмите му­чеников! Предлежат орудия мучений, обеща­ется покойная жизнь, иногда сбоку стоят мать и отец и уговаривают бросить несколько ладану в жаровню пред идолом, иногда же, кроме этого, и жена молодая, любимая, и еще с ребенком. Сколько понуждений! А му­ченик решает совсем наперекор им. — Не сво­боден ли он?! И тот, кто падает — падает по свободному решению.

Сознавши, таким образом, что свобод­ное решение всегда от нас, вы должны по­ложить, что всеведение Божие не имеет на него определенного влияния. Да этот воп­рос давно решен и очень удовлетворитель­но. Именно — Бог предвидит, потому что видит свободные решения воли. Эти реше­ния составляют предмет всеведения и со­ставляют его в том виде, в каком являют­ся, — именно, как свободные решения.

Не все, что предвидит Бог, то и опреде­ляет. Богословы различают в Боге — опре­деление и попущение. Что определяет Бог, то так и бывает, как Он определяет, а что попускает, то может и не быть так, как бы­вает, хотя Бог предвидит бывание этого.

Таково падение прародителей и духов. Они свободно пали, хотя Бог предвидел то. Со стороны Божией все сделано, чтоб не пали. Ясно сказал прародителям: не ешьте. И последствия указал. Подобное сему надо предполагать и у духов падших.

Не послушали, кто виноват? Зачем по­пустил Бог? — Затем, что иначе надлежало отнять свободу, или уничтожить в мире сво­бодную тварь. Но без этого мир был бы го­раздо ниже, чем теперь есть. И попустил Бог пасть, устроив образ восстания от падения. Мы идем к восстанию путем борьбы с противностями. Таков закон! — И все, которые следуют ему, венчаются успехом.

Извольте действовать по прописанному в начале. Когда возродятся сомнения и упор­но будут стоять, — садитесь и опишите их подробно. Я уверен, что они тут же будут рассеиваться. У вас все здраво. Враг всевает пустые призраки.

(Вып. 8, пис. 1462, стр. 213-216)

СВЯЩЕННИК

Перемена священника, хоть не всегда приятна, но беда от этого не слишком ве­лика. Господь правит Церковию и всем, что в ней. Священники — орудия Его. Что для кого нужно, то подаст Господь чрез свя­щенника, каков он бы ни был, коль скоро ищущий идет с полною верою и усердно.

(Вып. 8, пис. 1391, стр. 134)

СЕМЕЙНАЯ И ГРАЖДАНСКАЯ ЖИЗНЬ

Сама по себе не есть мирская жизнь

Жизнь семейная и гражданская не сама по себе есть мирская, а бывает такою, когда в порядки такой жизни втесняются стра­сти и удовлетворение их. На семейную и гражданскую жизнь есть заповеди. Если так завести эту жизнь, чтобы в ней господство­вали заповеди с прогнанием всего страст­ного, тогда это будет не мирская, а святая жизнь, Богом благословенная.

У нас по словоупотреблению мирянин не значит человек, по-мирски живущий, а человек, не принадлежащий к духовенству и монашеству.

(Вып. 3, пис. 385, стр. 28)

СЕРДЕЧНАЯ ТЕПЛОТА

Чем ее поддерживать

Теплота сердечная, о коей вы говорите, — хорошее состояние. И надо ее блюсти и под­держивать. Когда ослабеет, возгревать так, как вы делаете — собираться посильней внутрь и к Господу взывать. Чтоб не отходи­ла, надо избегать рассеяния мыслей и впе­чатлений на чувства, несогласные с сим состоянием, избегать, чтоб сердце не при­легло к чему-либо видимому (не худому только, но и вообще ко всему), и никакая забота не поглощала всего внимания. Вни­мание к Богу да будет неотходное и напря­жение тела неослабное — в струнку, как солдат в строю. Главное же — Господа мо­лить, да продлит сию милость. Что же касается до "это ли"? — то од­нажды навсегда примите за правило — та­кие вопросы гнать без жалости, как только родятся. Это вражье порождение. Если оста­новиться на вопросе сем, то враг тотчас же решение даст: о, конечно, это. Ты, ведь, молодец. Затем молодец подымется на хо­дули, начнет мечтать о себе, а других ни во что ставить. И благодать отойдет. Но враг все будет держать его на мысли, что она с ним. И сие есть — мниться имети, тогда как ни­чего нет. Святые отцы написали: не мерить себя. А взяться решить этот вопрос — зна­чит приступить к измерению себя, на сколь­ко вырос. Так извольте от этого бегать, как от огня. Божия милость да будет с вами.

Псалмы заучивать на память хорошо. Выбирать какие больше к себе и заучить. Потом, ходя, читать их с размышлением. Из Евангелий хорошо заучивать слова Господа на память слово в слово, а прочее так по­мнить.

(Вып. 8, пис. 1460, стр. 199-200)

СЕРДЕЧНОЕ СОКРУШЕНИЕ И САМООБЛИЧЕНИЕ

Мера в сокрушении и самообличении

Сокрушение сердечное и самообличение безжалостное всегда нам к лицу, однакоже и меры не надо забывать. Вы заходите за черту должного, когда употребляете такие речи: "безнадежная тоска томит от грехов­ности... чувствуешь невозможность спас­тись..." и подобные. Чувство бессилия само­му спастись в порядке вещей, но нечаяние спасения должно выбросить из словаря хри­стианского... Ибо имеем Господа Спасите­ля, о нашем спасении пекущегося, нас к тому всячески располагающего и укрепля­ющего. Не надо так говорить.., враг подслу­шает и начнет строить на этих пунктах свои батареи. Поди — отстреливайся тогда.

(Вып. 2, пис. 199, стр. 249-250)

СЕРДЕЧНОЕ ТОМЛЕНИЕ

Влияние сердечного томления на мышление

Ведь не столько углубление умовое то­мит голову, сколько крушит забота и томит сердце, а из сердца томление переходит в голову. Второй мой рецепт на это и направ­лен — именно: не томить сердца крушени­ем и заботою, а всю печаль и заботу пере­дать в руки Божии, так чтобы сердце оста­валось совершенно свободно. Тогда голова, сколько ни углубляйся, все перенесет без изнеможения. В установлении такого настро­ения — труд идет нравственный, с размыш­лением, которое оживляло бы упование на Бога.

(Вып 3, пис. 463, стр. 106)

СЕРДЦЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ И ГОСПОДЬ

Сердцем распоряжаться никто не влас­тен. Оно живет особою жизнью. Само по себе радуется, само по себе печалится. И тут с ним ничего не поделаешь. Только Владыка всяческих, все содержащий в деснице Сво­ей, властен входить в него и влагать в него чувства, не соображаясь с натуральным те­чением его изменений.

(Вып. 8, пис. 1229, стр. 11)

Бог везде есть, и коль скоро находит сер­дце, непротивящееся Ему, входит в него и обвеселяет его. Оно и радуется и, к Нему прилепляясь, отстать от Него не хочет. Сер­дце, заткнутое эгоизмом, портится внутри, и дурно-дурно бывает. Обращаемся к Гос­поду — дырочка в нем просверливается тру­дами по новой жизни, внутреннее нечис­тое выходит, на место же его входит дру­гое, чистое. Это Божеская духовная стихия — Сам Господь. Чувствуя это, сердце радуется радостию жизни, почерпаемой от Господа. Гоподь именуется Посетителем душ... Когда посетит, душа играет.

И сие не от нас — Божий дар! Если дар, — благодарить надо Дарователя и смиряться... Смирение — основа всего! Как пройдет смирение, сердце замкнется и все доброе в нем задохнется. Да будет всегда сердце сокрушенно и смиренно. Не теряйте, а паче и паче развивайте сие чувство. Нормальное наше к Богу отношение есть болезненное с сокрушением Ему припадание в сердце, с воззваниями: "Имиже веси судьбами, спа­си мя!" В руки Господни надо положить себя, да творит в нас и с нами, что Его святой воле угодно, только бы спас...

Дело молитвы не безмолвников только есть дело, а всех христиан, и это до самых высших ее степеней. Все степени молитвы — Божие суть дело. У Бога же все равны, и смотрит Он только на сердце. Как сердце к Нему, так и Он к сердцу, чье бы сие серд­це ни было. Господь сказал: "Яко Ты, Отче, во Мне, и Аз в Тебе, да и тии в Нас едино будут..." Это о всех христианах. Апостол же говорит: "Живот наш сокровен есть со Хри­стом в Бозе".

(Вып. 2, пис. 256, стр. 87-89)

СЕРЧАНИЕ

Наш повседневный грех

С серчанием ладьте понемногу. Сколько сил хватает, боритесь... Авось Господь сми­луется и отберет сии немощи. А оставит за вами, и за то благодарите — к смирению ведет. Нехорошо, конечно, серчать, но когда это следствие темперамента, то виновность тут только ту часть обнимает, в которой сознание равнодушно относится к сим по­рывам. Воздыхайте и кайтесь всякий раз. Это один из повседневных грехов.

(Вып. 2, пис. 253, стр. 81-82)

СКОРБИ

Как переносить встречающиеся скорби

Терпеть все тяжело, что ни случится тер­петь, но тяжесть чувствуется во время на­праслины или беды. После же все сглажи­вается. Сгладится и то, что вы теперь тер­пите. Воодушевляйтесь, все пройдет.

Между тем сильнее восставляйте веру, что все от Господа. Не беда только круп­ная, но и всякая встреча — от Него. Он еди­ное имеет в намерении — спасение наше. Принимайте же все, как живительное врачевство, хоть и горькое, но полезное.

Когда бьет Господь, не праведно ли по­думать, что, верно, есть за что. Итак, по­смотрите, что такое есть, за что бьют, и исправьте то. Для испытания скорби послы-лаются праведным, а нам — скорее в нака­зание и в призывание к Покаянию. Если верите, что Господь есть врач, и такой врач, который не станет тратить лекарств попус­ту, то когда отвратится неисправное не в делах только, а в чувствах и мыслях, тогда прекратятся и скорби.

(Вып. 8, пис. 1227, стр. 9-10)

Много у вас скорбного. Жалею, что так есть. Но помочь этому нечем, кроме терпе­ния с упованием на милость Божию. Все от Бога — и приятное и неприятное. Благода­рить же за все надо. Ибо и неприятное по­сылается во благо: для очищения, для ук­репления доброго нрава и упования на Бога. Роптать же не надо. Перетерпите это время, наступят светлые дни.

(Вып. 3, пис. 378, стр. 12)

У вас все прискорбности и прискорбно­сти! Это спасительные Божии врачевства и свидетельство Божия к вам внимания. Благо­душествуйте. Благодарите Господа — врачуйтесь, — или не мешайте врачебному действию сих лекарств какою-либо ропотливостью.

(Вып. 8, пис. 1313, стр. 72-73)

Со скорбями находящими, что другое делать, как ни терпеть? Установитесь в мыс­ли, что без Бога ничего не бывает, и что потому все бывает во благо нам. От нас за­висит только надлежащим образом восполь­зоваться всем, что случается. Но если одно только терпение явим — и то доброе себя есть держание пред Богом.

(Вып. 8, пис. 1238, стр. 17)

Со скорбными чувствами продолжайте управляться терпением, а паче преданием Господу всей своей участи, почерпая себе утешение из уверенности, что все бывает по Божией воле, и все во благо нам — на­стоящее.

(Вып. 8, пис. 1241, стр. 19-20)

СКОРБНОЕ И УТЕШИТЕЛЬНОЕ В НАШЕЙ ЖИЗНИ

Их значение

На то жизнь земная назначена, чтоб в ней скорбное отрывало от привязанностей неуместных, а утешительное питало надеж­ду на чаемое лучшее. Вот они и чередуются почти каждодневно.

(Вып. 8, пис. 1255, стр. 28)

СКУКА

Ее не следует допускать к себе

Чего скучать? Господь близ. С Ним быть все одно хоть в этом, хоть на том свете. Толь­ко бы благоволил Он удерживать от всяко­го несродного Ему и внутри, как во вне. Во вне легче быть исправным. Стыд пред людь­ми помогает. А внутри — авось, небось. И идут своим чередом недобротные помыш­ления и желания. И беречься-то никак не убережешься. Боже, милостив буди нам грешным!..

(Вып. 3, пис. 431, стр. 74)

СЛАСТИ ДУХОВНЫЕ

Всегда ли они полезны нам

Вы хотите утопать в сластях духовных... Это расслабляет и разнеживает... надо все­гда при обвеселяющем держать и отрезвля­ющее. Любовь и страх оба должны быть в силе... Ангелы предстоят Богу со страхом и трепетом,.. и нам Апостол повелел со стра­хом и трепетом содевать свое спасение... Избави вас, Господи, от сластолюбия ду­ховного. Любите отрезвляющее... Сердце со­крушенно и смиренно...

(Вып. 6, пис. 969, стр. 84)