Поучение двадцатое

ПРЕПОДОБНЫЙ АВВA ДОРОФЕЙ. ДУШЕПОЛЕЗНЫЕ ПОУЧЕНИЯ И ПОСЛАНИЯ

Изъяснение некоторых изречений святого Григория, которые поются с тропарями на Святую Пасху

Приятно мне говорить вам хотя несколько о песнопе­ниях, которые мы поём, чтобы вы наслаждались не [од­ними] звуками, но и самый ум ваш равномерно воспламе­нялся силой слов. Итак, что мы пели ныне?

«Воскресения день! Да принесём самих себя [в жерт­ву]». Древле сыны Израилевы в праздники или торжества приносили Богу дары по Закону, т.е. жертвы, всесожже­ния, начатки и т.п. Потому святой Григорий учит и нас, подобно им, праздновать Господу и возбуждает нас, гово­ря: «Воскресения день», вместо «день святого праздника! День Божественного торжества! День Пасхи Христовой!»

Что же значит «Пасха Христова»? Пасху совершили сыны Израилевы, когда выходили из Египта. Ныне же Пасху, к празднованию которой побуждает нас святой Гри­горий, совершает душа, исходящая из мысленного Егип­та, т.е. греха. Ибо, когда душа переходит от греха к добро­детели, тогда совершает она Фасех Господу, как сказал Евагрий. Пасха Господня есть переход от зла [к добру]. Итак, ныне Пасха Господня, день светлого праздника, день Воскресения Христа, распявшего грех, за нас умершего и воскресшего. Принесём же и мы Господу дары, жертвы, всесожжения не бессловесных животных, которых Хрис­тос не хочет, ибо жертвы и приношения бессловесных не восхотел ecu, и о всесожжении тельцов и овнов не благово­лил (Пс. 39: 7), и Исаия говорит: Что Ми множество жертв ваших, глаголет Господь (Ис. 1:11). Но так как Агнец Божий заклан был за нас, по словам апостола, сказавшего: Пасха наша за ны пожрен бысть Христос (1 Кор. 5: 7), да возмет грех мира, и клятва о нас бысть (Тал. 3: 13), как написано: Проклят... всяк висяй на древе (Втор. 21: 23), да искупит нас от клятвы законным, и да всыновление восприимем (Гал. 3: 13; 4: 5), то и мы должны принести Ему некий благоугодный дар.

Какой же дар или какую жертву должны мы принести Христу в день Воскресения, чтобы это было Ему благоугодно, поскольку Он не хочет жертвы бессловесных живот­ных? Тот же святой научает нас опять и сему, ибо сказав: «Воскресения день», он прибавляет: «Да принесём самих себя». Так и апостол говорит: Представите телеса ваша жертву живу, святу, благоугодну Богови, словесное служе­ние ваше (Рим. 12:1). А как должны мы принести тела свои Богу в жертву живую и святую? Не исполняя более воли плоти и помыслов [наших] (Еф. 2: 3), но поступая по духу, и похотей плотских не исполняя (Гал. 5: 16). Ибо это зна­чит: умерщвлять уды наша, яже на земли (Кол. 3: 5). Это и называется жертвой живой, святой и угодной Богу. Поче­му же это называется жертвой живой? Потому что бессловес­ное [животное], приводимое на жертву, когда закалается, умирает, а святые, принося себя в жертву Богу, живые закалаются ежедневно, как говорит Давид: Тебе ради умерщвляеми есмы весь день, вменихомся яко овцы заколения (Пс. 43: 23). Вот что значат слова святого Григория:«принесём самих себя», т.е. принесём в жертву самих себя, будем умерщвлять себя весь день, как и все святые [умерщ­вляли себя] ради Христа Бога нашего, умершего за нас. Как же они умерщвляли себя? — Не любя мира, ни яже в мире (1 Ин. 2: 15), как сказано в соборных посланиях, но отвергшись похоти плотской и похоти очей, и гордости жи­тейской (1 Ин. 2:16), т.е. сластолюбия, сребролюбия и тщес­лавия и, взяв крест, последовали Христу и распяли мир себе и себя миру (Гал. 6: 14). Об этом-то распятии [говорит] апостол: А иже Христовы суть, плоть распята со страстьми и похотьми (Гал. 5:24). Вот как умерщвляли себя святые. Как же они приносили себя в жертву? — Живя не для себя, но поработив себя заповедям Божиим и оставив свои пожелания ради заповеди и любви к Богу и ближне­му, как сказал святой Пётр: Се, мы оставихом вся и вслед Тебе идохом (Мф. 19: 27). Что он оставил? Разве у него были деньги или имения, золото или серебро? У него была сеть, да и та ветхая, как сказал святой Иоанн Злато­уст. Но он оставил, как упомянуто, всё, то есть все свои пожелания, всякое пристрастие к миру этому. Так что если бы он имел имения или богатство, то он, очевидно, презрел бы и их и, взяв крест, последовал бы Христу, по сказанному: Живу не ктому аз, но живет во мне Христос (Гал. 2: 20). Вот как святые приносили себя в жертву! Они умерщвляли в себе, как мы сказали, всякое пристрастие и собственную волю и жили для одного Христа и Его заповедей. Так и мы принесём в жертву самих себя, как учит святой Григорий, ибо нас хощет [Бог], мы — «стя­жание самое драгоценное перед Богом». Поистине чело­век драгоценнее всех видимых тварей, ибо Создатель при­вёл их [в бытие] словом [Своим], сказав: Да будет сие, и быстъ, и опять: да прорастит земля то и то, и бысть; да изведут воды и т.п. (Быт. 1: 3, 11, 20).

Человека же Бог создал своими руками и украсил его, а всё другое устроил для служения ему и успокоения его, поставленного царём над всем сим, и даровал ему в на­слаждение сладость рая. А что ещё удивительнее, когда человек лишился всего этого через грех свой, Бог опять призвал его кровью Единородного Сына Своего. Чело­век есть стяжание самое драгоценное, как сказал святой, и не только самое драгоценное, но и самое свойственное Богу, ибо Он сказал: Сотворим человека по образу Наше­му и по подобию. И еще: Сотвори Бог человека, по образу Божию сотвори его... и вдуну в лице его дыхание жизни (Быт. 1: 26-27; 2: 7). И Сам Господь наш, придя к нам, воспринял образ человека, тело и душу человеческие, и — одним словом, по всему, кроме греха, сделался челове­ком, так сказать, усвоив Себе этим человека и сделав его Своим. Итак, хорошо и прилично сказал святой, что «че­ловек есть стяжание самое драгоценное». Потом, говоря ещё яснее, прибавляет: «Воздадим Образу сотворенное по образу». Как же это? — Научимся этому от апостола, который говорит: Очистим себе от всякая скверны плоти и духа (2 Кор. 7: 1). Соделаем образ наш чистым, каким мы и приняли его, омоем его от скверны греха, чтобы обнаружилась красота его, происходящая от добродете­лей. Об этой-то красоте молился и Давид, говоря: Гос­поди, волею Твоею подаждъ доброте моей силу (Пс. 29: 8). Итак, очистим в себе образ [Божий]. Ибо Бог требует его от нас таким, каким даровал его: не имеющим ни пятна, ни порока, ни чего-либо такового (Еф. 5: 27). Возда­дим Образу сотворенное по образу, познаем своё досто­инство. Познаем, каких великих благ мы сподобились. Вспомним, по чьему образу мы сотворены, не забудем великих благ, дарованных нам от Бога единственно по благости Его, а не по нашему достоинству. Уразумеем, что мы сотворены по образу создавшего нас Бога. «По­чтим Первообраз». Не будем оскорблять образа Божия, по которому мы созданы. Кто, желая написать изображе­ние царя, осмелится употребить на оное дурную краску? Не обесчестит ли он этим царя и не подвергнется ли наказанию? Напротив, он употребляет для этого дорогие и блестящие краски, достойные царского изображения, иногда же прилагает и самое золото к изображению царя и старается все одежды царские, если возможно, пред­ставить на изображении так, чтобы видя изображение, объемлющее все отличительные черты царя, думали, что смотрят на самого царя, на самый подлинник, ибо изоб­ражение величественно и изящно. Так и мы, созданные по образу Божию, не будем бесчестить своего Первооб­раза, но сделаем образ свой чистым и славным, достой­ным Первообраза. Ибо если обесчестивший изображение царя, видимого и подобострастного нам, бывает наказан, то что должны потерпеть мы, пренебрегающие в себе Бо­жественный образ и возвращающие, как сказал святой, образ нечистым?

«Итак, почтим Первообраз, уразумеем силу таинства и то, за кого Христос умер». Сила таинства смерти Хри­стовой такова: поскольку мы грехом утратили в себе об­раз [Божий] и потому через падение и грехи сделались мёртвыми, как говорит апостол (Еф. 2: 1), то и Бог, сотво­ривший нас по образу Своему, умилосердившись над Своим созданием и Своим образом, нас ради сделался человеком и подъял смерть за всех, чтобы нас, умерщв­лённых возвести к жизни, которую мы потеряли за своё преслушание. Ибо Он возшёл на Святой Крест и распял грех, за который мы изгнаны были из рая, и пленил плен, как сказано в Писании (Пс. 67: 19, Еф. 4: 8). Что значит пленил плен? — То, что по преступлении Адамовом враг пленил нас и держал в своей власти, так что души чело­веческие, исходившие тогда из тела, отходили в ад, ибо рай был заключён. Когда же Христос взошёл на высоту Святого и Животворящего Креста, то Он Своей кровью избавил нас из плена, которым пленил нас враг за пре­ступление, т.е. опять исхитил нас из руки врага и, так сказать, обратно пленил нас, победив и низложив пле­нившего нас, потому и говорится [в Писании], что Он пленил плен. Такова сила таинства, для того умер за нас Христос, чтобы, как сказал святой, «нас, умерщвлённых, возвести к жизни».

Итак, мы избавились от ада человеколюбием Христо­вым, и от нас зависит идти в рай, ибо враг уже не насилу­ет нас, как прежде, и не содержит нас в рабстве. Только позаботимся [о себе], братья, и сохраним себя от дей­ствительного греха. Ибо я и прежде много раз говорил вам, что всякий грех, исполненный на деле, опять порабо­щает нас врагу, поскольку мы сами добровольно низлага­ем себя и порабощаем [ему]. Не стыд ли это и не великое ли бедствие, если мы после того, как Христос избавил нас от ада Своей кровью, и после того, как мы всё это слышим, опять пойдём и ввергнем себя в ад? Не достой­ны ли мы в таком случае ещё сильнейшего и жесточай­шего мучения? Человеколюбец Бог да помилует нас и подаст нам внимание, чтобы мы [могли] разуметь [всё сие] и помогать самим себе, дабы обрести нам хотя ма­лую милость.