XXIV. Паремия, положенная на вечерне в среду пятой седмицы Великого поста (Быт 17, 1-9)·

Епископ Виссарион (Нечаев). Толкование на паремии из книги Бытия

В сей паремии повествуется о завете Божием с Аврамом.

 

Гл. 17. ст. 1. Бысть Авраму лет девятьдесять девять: и явися Господь Авраму и рече ему: Аз есмь Бог твой, благоугождай предо Мною и буди непорочен.

Божие откровение Авраму, бывшее на сотом году его жизни, — дано было ему спустя 24 года после переселения его в Ханаанскую землю, 13 лет после рождения у него от Агари, рабыни Сариной, сына Измаила, и 14 лет после откровения Божия, содержащегося в предыдущей рассмот­ренной нами паремии, — и, как увидим дальше, имеет с ним необходимую связь. — Аз есмь Бог твой, — рек Господь Бог Авраму, благоугождай предо Мною и буди непорочен. Помни, что Я, будучи единым истинным Богом и Владыкою всего человеческого рода и всего мира, тебя одного из среды всех людей на свете взыскал особенным Моим благоволением и приблизил к Себе, тебя одного с твоим потомством избрал для хранения истинного Бого­почтения, — помни, что Я твой Бог, и дорожи этой бес­примерной честью, а для сего благоугождай предо Мною, т. е. веди себя как верный и во всем послушный Мой раб, непрерывно поставляя себя пред лице Мое, в присутствие Мое, — и буди непорочен, т. е. ограждая себя непрестанной памятью Моего присутствия близ тебя, веди себя безупреч­но не только в поступках, но и в мыслях сердечных, ибо все открыто Моему всеведению, — человека можно обма­нуть лицемерием, но отнюдь не Меня.

 

2.   И положу завет Мой между Мною и между тобою: и умножу тя зело.

Завет, который Господь заключает теперь с Аврамом, служит подтверждением и вместе дополнением к тому завету, описание которого содержится в изъясненной нами предшествующей (XXIII) паремии. Разница между ними в том, что последний завет дан был Авраму в видении, а первый объявляется Авраму в обыкновенном его бодрственном состоянии, а не в восторженном, свойственном видению; потом—в том, что в прежнем завете только одна сторона, т. е. Господь, принимала на Себя обязательства в отношении к другой, т. е. к Авраму и его потомству, не требуя от нее взаимного обязательства, теперь же заклю­чается завет при взаимных обязательствах. Потому при описании сего завета сначала, до стиха 8-го, излагаются условия завета со стороны Бога, а в 9-м стихе и далее идет речь об обязательствах, возлагаемых на Аврама, вводимого со своим потомством в завет с Богом.

И умножу тя зело, — говорит Господь, начиная объ­являть обязательства завета со своей стороны, — т. е. произведу от тебя многочисленное потомство, разумеется, главным образом, потомство, имеющее произойти у него от Сары, ибо только с этим потомством Господь заключает завет (ст. 21).

 

3.  И паде Аврам на лицы своем.

Падение Аврама на землю лицом было знаком благо­говения его и благодарности к Богу. Эта благодарность проистекала из сердечной уверенности его в том, что обе­тование Божие непременно исполнится, и исполнению его ничто не воспрепятствует, ибо изрекает оное Всемогущий.

 

4.  И рече ему Бог, глаголя: и Аз се, завет Мой с тобою, и будеши отец множества языков.

Продолжая объявлять Авраму условия завета со своей стороны, Господь говорит ему: се Аз, т. е. Я самим Собою Своим лицом (не будь Я Богом) ручаюсь за исполнение моих обещаний и обязательств. — Се завет Мой с тобою, — вот условия моего союза с тобою, — какие же: и будеши отец множества языков. От Аврама произошли многие народы чрез сынов его от Агари, Сары и Хеттуры.

 

5.   И не наречется ктому имя твое Аврам, но будет имя твое Авраам, яко отца многих языков положих тя.

Аврам значит отец высокий, но Авраам (Abraham) — отец великого множества. Новое имя дано ему, как знак и ручательство, что он будет отцом многих народов, не толь­ко имеющих произойти от него по плоти, но, как объясняет это место апостол Павел, и верующих во Христа во всех народах, ибо все верующие во Христа, по самой вере, сродны с Авраамом, как отцом своим (Рим 4, 16 - 17). Объясняя Аврааму значение его нового имени, Бог не сказал: ты будешь отцем многих народов, но сказал: «Я поставил тебя отцем многих народов». Сие значит, что в этом имени заключается свидетельство не только о всеве­дении Божием, но и о Его всемогуществе: наречение нового имени Аврааму равняется творческому слову: да будет.

 

6.  И возращу {размножу) тя зело зело, и положу тя в народы (произведу из тебя народы), и царие из тебе изыдут.

И царие из тебе изыдут. Много народов, следственно, много и царей произошло от Авраама: цари еврейские, иудейские, израильские, сарацинские и др. Сам Царь царей, Господь Иисус Христос есть потомок Авраама по плотско­му происхождению.

 

7.  И поставлю завет Мой между Мною и между тобою, и между семенем твоим по тебе в род их, в завет вечен, да буду тебе Бог и семени твоему по тебе.

Новое условие завета со стороны Бога состоит в том, что Он обещается быть Богом Авраама и его потомства, т. е. иметь его с потомством, именно с избранной частью потомства (евреями и христианами), под особенным своим покровительством, являть особенную близость к ним, как избранному уделу Своему в беспредельной области Своего владычества. И это условие будет иметь силу вечно, — по отношению к плотским потомкам Авраама относительно вечно, т. е. дотоле, пока будет существовать ветхозаветная церковь и еврейское государство, — а в отношении к ду­ховным потомкам Авраама—христианам,— до скончания века (Мф 28, 20).

 

8.  И дам тебе и семени твоему по тебе землю, в   нейже   обитаеши,   всю   землю   Ханааню   в одержание вечное, и буду им Бог.

Последнее условие завета со стороны Бога состоит в даровании потомкам Авраама всей земли Ханаанской в вечное владение, — в вечное не в безусловном смысле, а до наступления новозаветных времен (см. Быт 13,15; паремия XXIII).

 

9.   И рече Бог ко Аврааму: ты же завет Мой соблюдеши, ты и семя твое по тебе в роды их.

До сих пор излагаемы были условия завета со стороны Бога; теперь Бог требует верности завету с Ним со стороны Авраама и его потомков. Ты же завет Мой соблюдеши. Я исполню то, к  чему Себя обязал, что тебе обещал; ожидаю и требую и от тебя с потомством, чтобы вы свято соблюдали завет со Мной, т. е. чтили Меня — единого истинного Бога, Мне единому служили, пред лицем Моим благоугождали и были непорочны (см. ст. 1). Дальше, в следующей паре­мии, пойдет речь об обрезании, как о знамении завета со стороны Авраама и его потомков.