25. ВЕРА И ЗНАНИЕ

Учебное пособие. ХРИСТИАНСТВО И РЕЛИГИИ МИРА

На предыдущих уроках не раз затрагивался вопрос об отно­шениях веры и знания, науки и религии. Теперь рассмотрим его отдельно и более подробно.

 

ПРИЧИНЫ КОНФЛИКТА

Проблема взаимоотношений веры и знания возникла, если окинуть взглядом всю историю человечества, не так давно, в XVIII веке, в эпоху Просвещения. Как до этой эпохи, так и после нее, подавляющее большинство людей, занимающихся добывани­ем знаний — ученых, — были людьми верующими. Их обширные познания нисколько не противоречили их вере и не умаляли ее. Напротив, новые открытия о мире и человеке приводили их в восторг, потому что свидетельствовали о величии и премудрости Творца.

Однако серьезные искажения в вере и церковной жизни за­падных христиан привели к тому, что для многих Бог перестал быть фактом жизненного опыта. Когда Бог перестает быть реальностью в личной жизни человека, то сам человек начинает понимать веру, как принятие без доказательств того, что говорит о Боге церковь. Не имея личного опыта общения с Богом, такой человек не пред­ставляет себе, что другие люди этот опыт могут иметь. Когда же людей, не знающих Бога, становится много, они, общаясь друг с другом, приходят к мысли о необоснованности и ненужности ве­ры. Если при этом они, ради сохранения своего положения в об­ществе, не разрывают своих связей с христианской общиной, то­гда, действительно, церковь для них становится обременительной безжизненной формальностью. Изначальная любовь к церкви у таких людей превращается в ненависть. Это чувство толкает их на поиск любых средств для уничтожения того, что ненавистно.

В XVIII веке такими средствами стали философия, литература, политика и наука. Наука, благодаря своим успехам, стала самой популярной областью человеческой деятельности, и именно она была объявлена врагом веры. Несмотря на то, что вплоть до наших дней большинство крупных ученых заявляют о своей вере в Бога, в атеистических кругах продолжаются споры о том, что вера в Бога есть следствие недостатка знания и что наука опровергает веру.

 

ИСТОРИЯ СТОЛКНОВЕНИЙ

На самом деле, реальных столкновений науки с верой было только два, причем в одном из них свои полномочия превысили представители веры, а в другом — представители науки. Эти два случая — споры о гелиоцентрической системе и о дарвинизме. В первом случае католическая церковь выступила против открытий Коперника и Галилея, решив, что дело католической церкви — за­щита тех или иных естественнонаучных представлений об устрой­стве мира и что эти представления можно буквальным образом чер­пать из Библии.

Во втором случае, не удовлетворившись созданием теории раз­вития жизни и человека на Земле, некоторые ученые заявили, что движущей силой возникновения видов и человека был не Бог, а случайность (мутации и естественный отбор). Это заявление со­вершенно ненаучно, так как основано исключительно на вере в силу и творческие способности слепого случая. Такая вера никак не может быть научно доказана. Но некоторые исследователи продолжают — абсолютно необоснованно — утверждать, якобы от имени науки, что все живое и человек созданы не Богом.

 

УНИВЕРСАЛЬНОСТЬ ВЕРЫ

Вообще, без веры невозможна никакая человеческая деятель­ность, в том числе и наука. Мы живем и что-то делаем, потому что верим в то, что жить стоит, и что наши дела имеют смысл. Мы ве­рим, что жизнь завтра будет продолжаться и мир будет оставать­ся в основном таким же, как и сегодня. Наука верит, что законы природы действуют одинаково везде и всегда. Да и само сущест­вование мира не может быть удовлетворительно доказано с точки зрения философии — все мы просто верим в это («Мы, безусловно, верим в существование внешнего мира самого по себе (независи­мо от его явления для нас), признаем такое его существование бесспорной истиной, тогда как рациональные доказательства этой истины, представленные доселе фило­софами, строгой критики на выдерживают и во всяком случае спорны и не разреша­ют всех сомнений». Вл. С. Соловьев. Вера. Энциклопедический словарь «Христианст­во». М, 1993, т. 1.)

.

 

ВЕРА КАК СПОСОБ ПОЗНАНИЯ

Рассмотрим подробнее, что же такое вера в Бога, о которой говорят христиане. Вера — это состояние души, в котором проис­ходит встреча и общение человека с Богом. Вера — это очень бо­гатое и многоплановое явление. Всякий, встретившийся с реальностью Бога, не сомневается в том, что Бог есть. У такого человека поэтому, безусловно, есть знание о существовании Бога. Однако это знание всегда бывает только личным. Его невозможно пере­дать другому с помощью доказательств. Это объясняется тем, что Бог дает о Себе знать только тогда, когда Сам этого захочет.

Объекты, которые изучает наука, можно зафиксировать, за­ставить проявиться. Но с Богом такого сделать нельзя. Он нико­гда не бывает объектом, к которому можно подойти и наблюдать со стороны. Его нельзя «уловить».

Научное знание основано на повторяемости явлений и вос­производимости результатов эксперимента (в одинаковых усло­виях — одинаковый результат). Но встречу с Богом воспроизве­сти невозможно, если этого хотим только мы. Он — свободная все­могущая Личность, встреча с Которой происходит только в случае Его пожелания.

Для научного наблюдения не имеет значения личность наблю­дателя: добрый или злой исследователь увидят одно и то же. Но не­раскаявшийся человек с нечистым сердцем Бога увидеть не может. И напротив, только «...чистые сердцем... Бога узрят» (Матфей, 5:8).

Однако знание о существовании Бога — не самое главное в вере. Вера — это область живых отношений с Богом. Верующие христиане называют себя верными.

 

ВЕРА КАК ВЕРНОСТЬ

Верные, в библейской традиции, — это те, которые сохраня­ют верность своему Возлюбленному. Именно так видит отноше­ния веры-верности Сам Бог, когда, например, называет женой, из­меняющей мужу, народ Израиля в тех случаях, когда тот начинал поклоняться иным богам.

Вера-верность как отношение двух возлюбленных, Бога и че­ловека, Христа и Церкви, включает в себя также уверенность в Любимом и доверие к Нему. Христианин уверен в Боге, что Бог не обманет, что Он исполнит Свои обещания тем, кто в Него уве­ровал. Христианин доверяет Богу, что Тот его не оставит на про­извол судьбы, но всегда и в радости, и в горе (через которое также надо пройти) Он будет рядом и не оставит без Своей поддержки, а в случае опасности защитит от зла.

Вера — это и преданность. Бог первым показал нам Свою пре­данность, когда ради нас умер на Кресте. Верные христиане в ответ на это посвящают и отдают всю свою жизнь Богу, зная, что тогда Бог берет их жизнь под Свой покров и Сам ведет их ко спасению.

Итак, христианская вера — это:

   знание Бога — в той мере, в которой Он открывает Себя человеку;

   верность Богу;

  доверие к Богу;

  уверенность в Боге;

   преданность Богу.

 

ЗАПОВЕДЬ ВЕРЫ

Вера устанавливает связь, общение человека с Богом, которое затем Сам Бог наполняет любовью. Но так как соединение с Бо­гом — это и есть спасение, ключ к спасению находится в вере. За­поведью веры и духом веры проникнут весь Новый Завет. Эта за­поведь звучит и в последнем повелении Господа апостолам после Его Воскресения и перед Его Вознесением на Небо: «Идите по все­му миру и проповедуйте Евангелие всей твари. Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден бу­дет» (Марк, 16:15-16).

Осуждение — это не наказание за неверие. Это следствие то­го, что человек отказался соединиться с Источником жизни. Ис­тинная вера — это способность найти этот Источник — Христа, соединиться с Ним и более с Ним не разлучаться.

 

Приложение к уроку № 25

В сознании большинства современных людей слово «ве­ра» обладает вполне конкретным значением: верить — зна­чит безоговорочно принимать какие-либо принципы и по­ложения, присоединяться к той или иной системе взглядов, по сути своей недоказуемых. Сказать «я в это верю» — на деле означает, что я соглашаюсь с данным утверждением, даже если его не понимаю... По сути дела, под словом «вера» с равным успехом могут подразумеваться как религиозное убеждение, так и приверженность любому идеологическому учению или безоговорочная преданность своей политиче­ской партии. Таким образом, многие склонны воспринимать это дежурное слово с кругом значений как нечто священ­ное, в то время как в упомянутых выше случаях оно лишь сосредотачивает в себе основной принцип всякого тотали­тарного мышления: «Принимай на веру и не задавай вопро­сов!»

Надо прямо сказать, что подобное понимание веры не имеет ничего общего с тем значением, какое это слово по­лучило в христианской традиции. Объектом веры в данном случае является вовсе не набор абстрактных идей, источник достоверности которых — в чьем-либо непогрешимом авторитете... Если мы верим в Бога, то причина этого не в том, что нас принуждает к вере какое-либо умозрительное суж­дение, и не в том, что какое-то конкретное учреждение дает нам неоспоримые гарантии существования Божества. Мы верим в Него потому, что Его Личность вызывает в нас чув­ство доверия. Сам Бог Своим промышлением привлекает человека к общению с Собой.

Разумеется, лежащее в основании веры отношение мо­жет быть как прямым, так и опосредованным — подобно то­му, как это происходит в наших отношениях с людьми. Я ве­рю такому-то человеку, полностью доверяю ему, потому что хорошо его знаю, общаюсь с ним. Но порой я испытываю не меньшее доверие и к лично незнакомому мне человеку, по­скольку люди, на которых я полагаюсь всецело, могут засви­детельствовать его безупречную порядочность...

В обобщенном виде жизнь веры можно представить так: она начинается с доверия к доброму имени человека, укреп­ляется и растет по мере более близкого знакомства с его де­лами и поступками и, наконец, превращается в уверенность при личной встрече, непосредственном общении и установ­лении прямых человеческих отношений. Охватывая все на­ше существо, вера становится полной самоотдачей. Когда ме­жду людьми возникает любовь и неудержимое стремление к единению, тогда то, что было в начале не более чем довери­тельной симпатией, преображается в чувство беззаветного самопожертвования. В неподдельном любовном горении чем сильнее человек любит, чем ближе узнает другого, тем бо­лее он верит ему и отдается любви. Вера, рожденная настоя­щей любовью, неисчерпаема; она поддерживает в любящем состояние восторженного удивления все новыми и новыми открытиями в любимом человеке. Вера — это вечный порыв, неутолимая жажда слияния личности с личностью.

Все сказанное может быть отнесено и к религиозной вере. Она начинается с простого доверия к свидетельству по­знавших Бога, живших в единении с Ним и удостоившихся видения Его лица людей — с доверия к свидетельствам пра­отцов, святых, пророков, апостолов. Затем вера возрастает, открывая для себя Божественную любовь, проявляющуюся в Его творении, Его действии в человеческой истории, Его слове, вводящем нас в Царство Истины. Постепенно мы чув­ствуем, что связь между нашей личностью и Богом стано­вится все теснее. Его несотворенная красота свет Его Сла­вы делаются все более явными для духовного видения. Наша вера преображается «от славы в славу», дарует нам чувство непреходящего изумления перед тайнами Откровения, не­подвластными времени. На любой стадии, любой ступени своего развития вера остается событием, опытом личного отношения. Как далек этот путь от простого согласия интеллекта с логическими вы­водами, от пути «объективного» знания! В поисках библей­ского Бога, Бога Церкви, мы должны следовать путем веры соответствующим нашим устремлениям. Доказательства бы­тия Божия, «объективные» доводы апологетики, подтвер­ждение исторической подлинности источников христиан­ской традиции, — все это может сыграть важную вспомога­тельную роль в том, чтобы пробудить в нас потребность в религиозной вере. Но сами по себе подобные вещи не в со­стоянии ее собой заменить.

Когда Церковь призывает нас принять хранимую ею Истину, речь идет не о теоретических положениях, с кото­рыми мы должны согласиться априори, без всяких рассуж­дений. То, что нам предлагают, — это личное отношение, это определенный образ жизни, основанный на личной связи с Богом или же последовательно ведущий к установлению по­добной живой связи. В результате наша жизнь изменяется, она перестает быть индивидуалистической борьбой за «ме­сто под солнцем» и обретает высший смысл в общении, в причастности другому бытию. Церковь есть тело общения, члены которого живут не ради самих себя, но в нераздель­ном единстве любви с другими членами того же тела и его главой — Христом. Верить в Истину Церкви означает стать составной частью образующих Церковь «уз любви»; цели­ком отдаться любви Бога и святых, которые, в свою очередь, принимают меня с таким же доверием.

X. Яннарас. Вера Церкви. М., 1992, с. 39-43

 

 ВОПРОСЫ

1.    Почему атеисты объявили науку и веру врагами?

2.    Почему невозможно обнаружить Бога научным путем?

3.   Люди, говоря: «Я верю в Бога», - часто подразумевают под этим признание того, что Бог есть. Чего не хватает такой вере, чтобы быть верой христианской?

4.   Почему вера в Евангелие - это одна из главных христианских заповедей?

5.   Как человек может обрести веру?

 

- РЕЛИГИИ -