24. АТЕИЗМ: НИЦШЕ И ФРЕЙД

Учебное пособие. ХРИСТИАНСТВО И РЕЛИГИИ МИРА

АНТИМОРАЛЬНЫЙ АТЕИЗМ НИЦШЕ

 

Краткая биография

Фридрих Ницше (1844- 1900) ро­дился в семье протестантского священ­ника, пасторами были и оба его дедуш­ки. Когда ему было 5 лет, умер отец, и он воспитывался простодушной матерью, властной бабушкой и фанатичными тет­ками. Так он узнал упрощенное, непро­свещенное, строгое и непривлекатель­ное протестантство. Ницше отошел от семейных религиозных традиций и в по­следние школьные годы начал сомневаться в вере. В 20 лет стал изучать филологию и теологию в Бонне. Большое влия­ние на разрушение его веры оказала книга Давида Штрауса «Жизнь Иисуса». Воздействие на него оказал также Фейер­бах. А в Лейпциге, где он продолжил свою учебу, он позна­комился с философией Шопенгауэра, пессимиста и атеиста, презиравшего мир и человека. Под его влиянием окончатель­но сформировались атеизм и антихристианство Ницше. По­сле учебы он стал преподавателем классической филологии в Базельском университете (Швейцария), но в 35 лет ушел на пенсию в связи с ухудшением здоровья. Без семьи и уче­ников, болезненно переживая свою непризнанность, он пу­тешествовал по разным городам Европы и писал философ­ские книги, полные поэзии, напряжения и страсти. В 1889 году душевная болезнь окончательно захватила его. Не вы­ходя из состояния безумия, он умер 25 августа 1900 года в возрасте 56 лет.

 

Учение Ницше о Боге и о христианстве

Ницше отрицает всякого бога, а в особенности Бога христи­анского. Он хотел, чтобы вера в Бога не только была отвергнута, но и чтобы был уничтожен всякий след, который она оставила в человечестве. Он говорил, что вера будет уничтожена только то­гда, когда человек превзойдет самого себя и станет подобен бо­гам, сверхчеловеком.

Сверхчеловек должен занять место Бога, который умер. Он является новым типом человека, человеком силы, презирающим толпу, желающим без колебаний уничтожить все слабое и сред­нее. Поэтому в своей борьбе с христианством Ницше со всей стра-стью сражается с человеком: слабым, страдающим, смиренным — средним человеком. Такого человека он считал разлагающимся, упадочным и презирал его.

Ницше считает, что человек верит в Бога либо потому, что он чувствует бессилие перед непознаваемыми явлениями природы, либо, наоборот, потому, что ощущает свою силу. О последнем слу­чае он говорит, что, когда человека вдруг охватывает ощущение своей силы, то у него возникает сомнение. Он не дерзает поду­мать о себе, как о причине такого чудесного проявления силы, и поэтому приписывает ее происхождение лицу более сильному, Бо­жеству. Таким образом, религия — это проявление страха и бла­гоговения человека перед самим собой, но также и исключитель­ное чувство счастья и высоты.

О христианском Боге Ницше судит исходя из того, что о Нем узнал, и говорит, что Он жестокий, скрытный, палач, Бог этики, морали. Христианскую мораль он характеризует как главнейшее преступление против жизни, а ее Бога — как врага жизни. О са­мом Христе философ говорит с сочувствием, однако осуждает Его за поведение на Кресте, за то, что «Он терпит и любит тех, кто при­чиняет Ему зло, за то, что Он не защищается и не гневается». Совершенно не знакомый с православием Ницше считал, что уче­ники Христа и первая Церковь не поняли и извратили Его учение. Поэтому он говорил, что «храмы — это могилы Бога».

 

Замечания о философии Ницше

Ницше критиковал христианство, которого, в сущности, не знал. Он не знал силу христианской любви, жертвенности, про­щения, дерзновения и не знал истинной Церкви. Его замечания о происхождении веры в Бога и теория сверхчеловека не доказы­вают того, что Бога нет. А теория сверхчеловека, при попытках реализовать ее на практике, привела к преступлениям про­тив человечества: она легла в основу философии нацистов и их вождя — Гитлера.

 

ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКИЙ АТЕИЗМ ФРЕЙДА

 

Краткая биография

Зигмунд Фрейд (1856 — 1939) родился в Австрии в еврейской семье. Домашний учитель обучил его истории Ветхого Завета и еврейскому языку. Позднее, в Вене, пожи­лая фанатичная католичка, служившая у них домработницей, глубоко травмировала его религиозные чувства, равно как и антисемитизм, с которым Зигмунд столкнулся, учась в шко­ле. Для себя Фрейд поставил под сомнение ценности христианства. Он изучал естественные нау­ки, медицину, психологию, невропато­логию и психотерапию. Атеизм Фрейда был его личным выбором и не был свя­зан с психоанализом, к которому он при­шел позднее. В своей жизни он придер­живался строгих моральных норм. Фрейд был женат и имел шестерых де­тей. После вторжения нацистов в Авст­рию в 1938 году он переехал в Лондон вместе с семьей, где через год умер.

 

Взгляды Фрейда на Бога и на происхождение, сущность и роль религии

Фрейд использовал психоанализ для объяснения происхож­дения религии, представлений о Боге и своих атеистических позиций. Религия происходит из потребности человека защитить себя от превосходящих его сил природы и судьбы. Пытаясь, не­смотря на свою слабость, вступить в общение с этими силами и по­влиять на них, человек одушевляет их и приписывает им свои соб­ственные свойства. Поскольку человек не может общаться с ни­ми, как с равными себе, он наделяет эти силы отцовскими качест­вами. Делая это, он вспоминает свои младенческие переживания. Тогда, в детстве, он обращался за помощью к родителям, особенно к отцу. Так слабый человек создает богов с отцовскими свойства­ми, которых, с одной стороны, боится, а с другой — любит и ищет у них  утешения и безопасности. Потребность в отце, как главная при­чина происхождения религии, возникает не только из детских пе­реживаний, но и исторически, из древнего устройства общества. В те времена отец был главой общины и определял ее жизнь. Этот отец, по Фрейду, стал образцом, согласно которому следующие по­коления составили себе образ Бога. Религия становится, таким об­разом, психическим младенчеством, душевным расстройством, неврозом, через который каждый человек проходит по дороге куль­туры из детства к зрелости. Поскольку религия оказывает большое отрицательное воздействие на жизнь людей, она должна быть пре­одолена. Тот, кто верит в Бога, по мнению Фрейда, всю свою жизнь остается зависимым, а значит, не выходит из младенческого воз­раста.

Итак, человек должен созреть. Этого он достигает:

  научным мировоззрением. Оно, опираясь на разум и зна­ния, отвергает самообман и занимает место, которое рань­ше принадлежало религии;

   воспитанием, которое приводит к осознанию реальности. Необходимо, чтобы человек вернул свои чаяния с неба на землю и сосредоточил в земной жизни все свои освобож­денные силы;

   моралью. Для того чтобы не была утеряна мораль, храни­мая религией, требуется рациональное мировоззрение, ко­торое обосновывается не Богом, а общественной необхо­димостью. Сильные чувства и влечения страстей должны управляться разумом, а не религиозным воспитанием.

 

Замечания о теории Фрейда

Фрейд заявлял, что психоанализ не ведет к атеизму и что им как наукой могут заниматься и атеисты и верующие. Его психоло­гическое истолкование происхождения веры не может опроверг­нуть существование того, о чем говорит вера.

То, что говорит Фрейд о младенчестве в религии, имеет доста­точные основания. Но такое «младенчество» наблюдается во всех областях жизни человека: в искусстве (отношение публики к сво­им кумирам), науке (отношение учеников к авторитету учителя), межличностных отношениях (лидеры в любых компаниях), госу­дарственно-политической жизни (например, тиран как «отец на­рода» или, на грани фарса, — «дедушка Ленин»). У такого «мла­денчества» есть и отрицательные стороны, которые в религии вы­ражаются в наивных представлениях о Боге как о жестоко караю­щем или, напротив, безразлично-благодушном существе, а также в несамостоятельности верующего и его неспособности принимать ответственные решения. Но, с другой стороны, драгоценные свой­ства детства — открытость, искренность, умение прощать и лю­бить, способность к неограниченному познанию и росту — явля­ются необходимыми для всех областей человеческой жизни, что­бы они оставались живыми и плодотворными. Это относится и к религии. Кроме того, человек, действительно, никогда не может быть самодостаточным, и эта несамодостаточность проявляется в детстве в отношениях детей с родителями, а в зрелом возрасте — в отношениях людей с Богом.

 

Заключение

Из всего сказанного становится ясно, что атеизм, как, впро­чем, и вера, не может быть обоснован средствами науки.

В то же время надо признать, что атеизм побудил верующих людей более внимательно относиться к своей вере, отличать в ней подлинное от наносного и поверхностного.

 

Приложение к уроку № 24

Безумный человек. Слышали ли вы о том безумном че­ловеке, который в светлый полдень зажег фонарь, выбежал на рынок и все время кричал: «Я ищу Бога! Я ищу Бога!» — Поскольку там собрались как раз многие из тех, кто не ве­рил в Бога, вокруг него раздался хохот. Он что, пропал? — сказал один. Он заблудился, как ребенок, — сказал другой. Или спрятался? Боится ли он нас? Пустился ли он в плава­ние? Эмигрировал? — так кричали и смеялись они впере­межку. Тогда безумец вбежал в толпу и пронзил их своим взглядом. «Где Бог? — воскликнул он. — Я хочу сказать вам это! Мы его убили — вы и я! Мы все его убийцы! Но как мы сделали это? Как удалось нам выпить море? Кто дал нам губ­ку, чтобы стереть краску со всего горизонта? Что сделали мы, оторвав эту землю от ее солнца? Куда теперь движется она? Куда движемся мы? Прочь от всех солнц? Не падаем ли мы непрерывно ? Назад, в сторону, вперед, во всех направ­лениях? Есть ли еще верх и низ? Не блуждаем ли мы словно в бесконечном Ничто ? Не дышит ли на нас пустое простран­ство? Не стало ли холоднее? Не наступает ли все сильнее и больше ночь ? Не приходится ли средь бела дня зажигать фо­нарь? Разве мы не слышим еще шума могильщиков, погре­бающих Бога? Разве не доносится до нас запах божествен­ного тления? — и Боги истлевают! Бог умер! Бог не воскрес­нет! И мы его убили! Как утешимся мы, убийцы из убийц! Самое святое и могущественное Существо, какое только бы­ло в мире, истекло кровью под нашими ножами — кто смоет с нас эту кровь? Какой водой можем мы очиститься? Какие искупительные празднества, какие священные игры нужно будет придумать? Разве величие этого дела не слишком ве­лико для нас? Не должны ли мы сами обратиться в богов, что­бы оказаться достойными его? Никогда не было совершено дела более великого, и кто родится после нас, будет, благо­даря этому деянию, принадлежать к истории высшей, чем вся прежняя история!» — Здесь замолчал безумный чело­век и снова стал глядеть на своих слушателей; молчали и они, удивленно глядя на него. Наконец, он бросил свой фонарь на землю, так что тот разбился вдребезги и погас. «Я при­шел слишком рано, — сказал он тогда, — мой час еще не про­бил. Это чудовищное событие еще в пути и идет к нам — весть о нем не дошла еще до человеческих ушей. Молнии и грому нужно время, свету звезд нужно время, деяниям нуж­но время, после того как они уже совершены, чтобы их уви­дели и услышали. Это деяние пока еще дальше от вас, чем самые отдаленные светила, — и все-таки вы совершили его!» — Рассказывают еще, что в тот же день безумный человек ходил по различным церквам и пел в них свой Requiem aeternam deo (Вечная память Богу).

. Его выгоняли и призывали к ответу, а он ла­дил все одно и то же: «Чем же еще являются эти церкви, ес­ли не могилами и надгробиями Бога? »

Ф. Ницше. Веселая наука. §125. Сочинения в 2 тонах. Т. 1. М., 1996, с. 592

 

ВОПРОСЫ

1.    Каковы, по-вашему, причины атеизма?

2.    Почему философия Ницше была взята на вооружение фаши­стами?

3.   Какого Бога отвергают атеисты?