21. КАТОЛИЦИЗМ

Учебное пособие. ХРИСТИАНСТВО И РЕЛИГИИ МИРА

Слово «католический» происходит от греческого слова «καθο­λικός», что значит «всеобщий, всецелый, всемирный». Это слово со­держится в Символе веры и по-славянски переводится как « соборный »: «Верую... во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь». Ис­поведуя этот Символ веры, Православная церковь выражает свою веру в то, что она одна есть святая кафолическая (вариант произноше­ния — католическая) Апостольская церковь. С этой точки зрения считается, что святая Католическая церковь есть Церковь право­славная и что римские христиане, как нарушившие чистоту православного вероучения, присвоили себе это название несправед­ливо. Однако, ввиду всеобщей распространенности именования Рим­ской церкви католической, это традиционное название используется как условное.

 

ПРИЧИНЫ РАЗЛИЧИЯ ЗАПАДНОЙ И ВОСТОЧНОЙ ЦЕРКВЕЙ

До середины XI века восточные и западные христиане, несмот­ря на периодические споры, сохраняли свое единство. Восточные христиане были объединены в четыре патриархата: Константино­польский, Александрийский, Антиохийский и Иерусалимский, а западные в один — Римский, в котором патриарх носил древний титул папы.

В силу различных, в том числе политических и культурных причин между западными и восточными христианами постепен­но ослабевало общее понимание того, что такое единство Церкви. Восточные христиане хранили традиционную веру в то, что собор­ной (всеобщей, католической) Церковью является каждая христи­анская община, которая со­вершает Евхаристию по бла­гословению местного кано­нического (то есть законно­го) епископа.

Первыми по чести сре­ди епископов считались епи­скопы (патриархи) Рима, Константинополя, Алексан­дрии, Антиохии и Иерусали­ма. Это отражалось в поряд­ке поминовения их имен во время богослужения. Но благодать и власть у всехепископов была одинакова: ни один епископ не имел (и не имеет в православии) права вмешиваться в дела другого епископа без при­глашения. В Риме власть папы постепенно стали понимать иначе. Папы начали считать, что у них есть власть над всеми епископами и христианами во всем мире.

Верховной властью в Церкви христиане всегда наделяли со­бор епископов, беря пример с того, что апостолы важные реше­ния принимали на своем соборе. Ни один апостол не имел права сам принимать решения, которые были бы обязательными для всех остальных. Такие решения принимались всеми вместе.

Рим изменил этому правилу и общей христианской традиции и объявил, что папа может самостоятельно распоряжаться всеми вопросами во всей Церкви. В конце концов власть папы была объ­явлена выше власти Вселенских соборов. Естественно, что с этим восточные христиане согласиться не могли.

 

РАЗРЫВ РИМА С ПРАВОСЛАВИЕМ

Однако окончательный разрыв единства Рима с Православной церковью произошел по инициативе Рима. В 1054 г. посланник па­пы на переговорах с восточными христианами кардинал Гумберт по своей необразованности обвинил Константинопольский пат­риархат в том, что тот изъял из Символа веры слова «и Сына» в том месте, где говорится об исхождении Святого Духа от Отца: «Ве­рую... и в Духа Святаго, Господа, Животворящаго, Иже от Отца исходящаго». Гумберт требовал, чтобы было «Иже от Отца и Сы­на исходящаго».

Позднее сами католики признали абсурдность претензий Гум-берта, но исправить положение они уже не смогли. Гумберт пре­дал анафеме (Анафема — отлучение от Церкви.) Константинопольского патриарха и всех находящих­ся с ним в единстве. В ответ на это Собор православных еписко­пов в Константинополе предал анафеме самого Гумберта и, на ос­новании действительного изменения Символа веры Римом, окон­чательно вычеркнул папу из списка поминаемых на богослужении патриархов.

История изменения Символа веры вкратце такова. Текст Сим­вола веры был принят на I и II Вселенских соборах (I Вселенский собор - 325 г., г.Никея, II Вселенский собор — 381 г., г.Константинополь.), а III Вселен­ский (IIIВселенский собор — 431 г., г.Ефес.) собор запретил вносить в него изменения. В нарушение этого запрещения в некоторых областях Западной церкви с VII века к Символу веры стали добавлять слова «и Сына» (по латыни — «Filioque»), вопреки словам Христа, что Святой Дух исходит от Отца. С этим искажением Символа веры первоначально боро­лись сами римские папы, но в начале XI века все же утвердили Сим­вол веры в его искаженном виде.

 

ПРЕПЯТСТВИЯ К ЕДИНСТВУ

До сих пор «Filioque» остается главным препятствием к вос­становлению единства Рима с православием.

Второе препятствие — притязание Папы Римского на власть над всей Христианской церковью. Поместные православные церк­ви осознают себя совершенно самостоятельными в своих внутрен­них делах и могут, в случае восстановления единства, согласиться только с первенством чести (но не власти) римского первосвящен­ника.

В 1870 г. Рим принял догмат о том, что папа является непогре­шимым, когда официально (ex cathedra — с кафедры) выступает по вопросам веры и морали. Но в истории известны случаи, когда папы бывали еретиками и когда ошибались даже Соборы. Право­славие, указывая на эти случаи, а также основываясь на обеща­нии Иисуса Христа, что врата ада Церковь не одолеют, верит в не­погрешимость только всей Церкви в целом и отвергает претензии на непогрешимость какого бы то ни было человека.

Другое важнейшее отличие в вере состоит в том, что Римская церковь считает благодать сотворенной, то есть чем-то принципи­ально отличным от Бога. Это означает невозможность непосред­ственного общения Бога с человеком. Опыт и богословие право­славия осознают благодать несотворенной, то есть причастной Бо­жеству, и видят в ней главное средство спасения человека, его под­линного соединения с Богом.

Имеется и множество других особенностей католической ве­ры, с которыми православие не может согласиться.

Например, по католическому учению о спасении, христианин должен жить благочестиво, каяться и творить добрые дела не только ради спасения души, но еще и для принесения раз­гневанному грехами Богу удовлетворения за грехи, чтобы избежать наказания после смерти. В отношения человека с Богом привносится рационалистически-юридический аспект. Католики утверждают, что святые и подвижники делают добрых дел больше, чем это необходимо, и таким образом создается «сокровищница заслуг». Эти заслуги Римская церковь перераспределяет (в прошлом это делалось за деньги) в виде «индульгенций» (милость, снисходительность) тем грешникам, которые не имеют достаточных заслуг перед Богом. «Индульгенции» якобы помогают сократить временные загробные мучения, которым подвергаются грешники в чистилище (особом месте испытаний, существующем, по мнению Рима, отдельно от рая и ада).

В католическом вероучении есть догматы, искажающие учение Церкви о Пресвятой Богородице. Утверждается, что Дева Мария от рождения стала свободной от первородного греха, подобно Адаму и Еве до грехопадения. Таким образом, ока­зывается, что еще до искупительной жертвы Христа стала возможной всецелая святость хотя бы одного человека. Тогда подвергается сомнению Богочеловечество Иисуса Христа: истинно ли человеческую природу воспринял Он от Богоматери? В связи с принятым в 1950 г. догматом о телесном вознесении Божией Матери на небо Рим учит, что Богородица умерла добровольно (ведь свободная от первородного греха Она не­подвластна смерти) и стала вместе со Своим Сыном «Соискупительницей» грехов человечества. Здесь серьезное противо­речие с учением Церкви о Христе как о единственном Посреднике между Богом и людьми.

Для Церкви всегда самым важным в ее жизни была чистота и истинность веры. Истинная вера указывает ориентиры, опираясь на которые человек спасается. Вера является выражением обще­го опыта Церкви и описанием той духовной реальности — Бога, — в которой Церковь живет. Если начинают возникать мнения, не согласные с общим опытом Церкви, это значит, что сторонник но­вой веры не имеет общего опыта с Церковью и, следовательно, не живет с ней одной жизнью. Такие понятия о Боге и взгляды на ду­ховную жизнь, которые противоречат духовному опыту Церкви, называются ересью.

«Filioque», папская непогрешимость, тварная благодать — это очень серьезные ереси, которые привнесли значительные искаже­ния во весь строй духовной жизни западных христиан. До тех пор, пока Рим будет придерживаться этих ересей, православные хри­стиане не смогут вступать с католиками в церковное общение, со­стоящее в общем Причастии и молитве. В противном случае это значило бы отказ от истинной веры и, следовательно, от спасения.

 

ДРУГИЕ РАЗЛИЧИЯ

Кроме различий в вере, существуют и отличия в богослуже­нии, церковном устройстве и управлении, праздниках, кален­даре и т.д. Однако они не являются основными препятствиями цер­ковного единства.

Православие не согласно с совершением крещения обливани­ем или кроплением (вместо полного погружения в воду), с упот­реблением на Литургии, называющейся у католиков Мессой, бес­квасного (пресного, недрожжевого) хлеба (Для православных бесквасный хлеб является символом ветхозаветной пасхи, времен ожидания пришествия Христа Спасителя.) и причащением мирян только Телом, но не Кровью Господа; с отказом причащать младенцев и сокращением подготовительного поста перед Евхаристией до одного часа.

Особенностью римо-католического воззрения на таинство Священства является принцип безбрачия духовенства или целибат, хотя Священное Писание не ставит безбрачие условием исполнения священнических обязанностей. Более того, счи­тающийся у католиков основателем папства апостол Петр был женат. В дополнение к существующим во Вселенской церкви степеням священства введен еще сан кардинала. Кардиналы являются высшими духовными лицами после папы, сейчас их около 150. Они образуют так называемую священную коллегию, которой принадлежит право выбирать римского папу.

Центром католицизма является государство Ватикан, находя­щееся в Риме. Папа, считающийся наместником Христа на земле, является абсолютным монархом государства Ватикан, которое, хо­тя и крошечное, имеет все государственные атрибуты, в том числе вооруженные силы, денежные знаки, флаг и даже тюрьму.

Диалог православия с Католической церковью ведется с пе­рерывами с момента отпадения Рима, но пока  к существенным ре­зультатам не привел.

Со второй половины XX века Католическая церковь предпри­нимает значительные усилия для того, чтобы ее проповедь и жизнь могли быть восприняты современными людьми. Так, например, разрешено богослужение на национальных языках, в связи с чем во многих странах началась кропотливая работа по переводу богослужебных текстов (до этого месса совершалась только на ла­тыни), уделяется большое внимание работе с молодежью и т.д.

Католическая церковь является самой крупной из всех христи­анских церквей. Она объединяет в себе около 900 млн. верующих. Католицизм исповедуют преимущественно в Италии, Испании, Франции, Португалии, Польше и в странах Латинской Америки.

Несмотря на принципиальные отличия, в вере и жизни Пра­вославная и Католическая церкви имеют много общего. Это по­зволяет не терять надежду на возвращение Рима к православию. Эту надежду укрепляет еще и то, что в нашем веке многие выдающиеся католические богословы пришли к пониманию истинности православной веры.

 

Приложение к уроку №21

Исповедание веры папы Павла VI

...Верую в единую, святую, католическую и апостоль­скую Церковь, воздвигнутую Иисусом Христом на камне, имя которому Петр. Церковь — это мистическое Тело Хри­стово: видимое общество с иерархической структурой и од­новременно духовное сообщество. Земная Церковь, она есть народ Божий, странствующий в дольнем мире, и она же — Церковь, изобилующая небесными дарами. Она — на­чаток и первенец Царства Божия, через которое в человече­ской истории продолжаются деяния и искупительное стра­дание Христа и которая вполне осуществится в славе по окончании времен. Во времени же Господь Иисус создает Свою Церковь через таинства, чей исток — в Его всеполно-те. Именно благодаря им члены Тела Христова причастны тайне смерти и Воскресения Христа в благодати Святого Ду­ха, источника жизни и деятельности Церкви. Итак, Церковь свята, хотя и принимает в свое лоно грешников; свята пото­му, что у нее нет иной жизни, кроме жизни благодатной: жи­вя жизнью Церкви, члены ее приобщаются к святости; ук­лоняясь же от участия в жизни Церкви, они впадают в грех и в расстройство, затемняющее сияние святости. Вот почему Церковь страдает и кается в грехах, от которых она властна избавить своих чад Кровью Христа и даром Святого Духа.

Наследница Божественных обетований и дочь Авраама в Духе через Израиль, чье Писание она хранит с любовью и чьих Патриархов и Пророков чтит; утвержденная на апосто­лах и передающая из века в век их вечно живое слово и пас­торскую власть, воплощенную в преемнике Петра и в свя­занных с ним верообщением епископах; постоянно содей-ствуемая Духом Святым, Церковь исполняет свое служение: хранить, учить, объяснять и распространять Истину, прикровенно сообщенную Богом через Пророков и полностью яв­ленную в Господе Иисусе. Мы веруем во все, что содержит­ся в Слове Божием — писанном и передаваемом иным обра­зом, и во что Церковь предлагает верить как в Божествен­ное Откровение, в какой бы форме оно нам ни сообщалось: торжественного провозглашения, повседневного учительст­ва или вселенского магистериума. Мы веруем в непогреши­мость преемника Петра, когда он ex cathedra учит как Пас­тырь и Учитель всех верующих, поддерживаемый в этом кол­легией Епископов, которые вместе с ним осуществляют вер­ховное учительство.

Веруем, что основанная Иисусом Христом Церковь, за которую Он молился, нерушимо едина в вере, культе и ие­рархической структуре верообщения. В лоне этой Церкви богатство литургических обычаев, закономерное многооб­разие теологического и духовного наследия и местных осо­бенностей вовсе не уничтожают ее единства, но еще более выявляют его.

Признавая таким образом существование вне организ­ма Церкви Христовой многочисленных элементов истины и освящения, в собственном смысле присущих именно ей и обнаруживающих тенденцию к кафолическому единству, и веруя в действие Святого Духа, пробуждающего в сердце по­следователей Христа стремление к этому единству, мы на­деемся, что христиане, пока еще не находящиеся в полном общении в рамках единой Церкви, объединятся однажды в одно стадо во главе с одним пастырем...

Ватиканский дворец, 30 июня 1968 г.

Цитируется по книге: Кардинал Поль Пупар.

Вера Католической церкви. М., 1992, с. 112-114.

 

 ВОПРОСЫ

1.   Что послужило причиной разрыва Рима с Православной церковью?

2.   Каковы главные отличия католической веры от православ­ной?

3.   Какие различия православия и католицизма являются суще­ственными, а какие - несущественными, если вести речь об их воссоединении?

4.   Как может восстановиться единство Рима с православием?