Слово утешения к скорбящим инокам.

Святитель Игнатий Брянчанинов, епископ Кавказский и Черноморский. Книга первая. Аскетические опыты

Чадо, говорит Писание, аще приступавши работати Господеви Богу, уготови душу твою во искушение: управи сердце твое, и потерпи. Все, елико нанесено ти будет, приими, и во измене­нии сердца твоего долготерпи (Сир. 2:1, 2, 4).

Скорби были от начала века знамением из­брания Божия. Они были знамением богоугождения для патриархов, пророков, апостолов, му­чеников, преподобных. Все святые прошли тес­ным путем искушений и скорбей, терпением их принесли себя в благоприятную жертву Богу.

И ныне святым душам попускаются по воле Божией различные напасти, чтобы любовь их к Богу открылась во всей ясности.

Ничего не случается с человеком без соизво­ления и попущения Божия.

Христианин, желающий быть последователем Господа нашего Иисуса Христа и соделаться по благодати сыном Божиим, рожденным от Духа, прежде всего должен положить себе за правило, вменить себе в непременную обязанность благо­душное терпение всех скорбей: и телесных стра­даний, и обид от человеков, и наветов от демонов, и самого восстания собственных страстей своих.

Христианин, желающий благоугодить Богу, бо­лее всего нуждается в терпении и твердом упо­вании на Бога. Он должен непрестанно держать это оружие в мысленной деснице: потому что лу­кавый враг наш, диавол, со своей стороны, упот­ребляет все средства, чтобы во время скорби ввер­гнуть нас в уныние и похитить у нас упование на Господа.

Бог никогда не попускает на истинных рабов Своих искушения, превышающего их силы. Ве­рен Бог, говорит святой апостол Павел, Иже не оставит вас искуситися паче, еже можете, но сотворит со искушением и избытие (избавле­ние) яко возмощи вам понести (1 Кор. 10:13).

Диавол, будучи, создание и раб Божий, озлоб­ляет душу не столько, сколько хочет, но сколько дозволено будет Богом.

Если человекам не неизвестно, какую тяжесть может носить различный вьючный скот, то тем более бесконечная Божия Премудрость ведает, какой меры искушение прилично каждой душе.

Скудельник знает, сколько времени должно держать в огне глиняные сосуды, которые, будучи  передержаны, расседаются, а будучи недодер­жаны, негодны к употреблению: тем более знает Бог, какой силы и степени нужен огнь искуше­ний для словесных сосудов Божиих — христиан, чтобы они соделались способными к наследова­нию Царства Небесного.

Отрок неспособен к отправление служений в мире: он неспособен к управлению домом, к воз­делыванию земли и к прочим житейским заня­тиям. Так часто и души, будучи уже причастни­цами Божественной благодати, но не искушен­ные скорбями, наносимыми от злых духов, не свидетельствованные этими скорбями, пребыва­ют еще в младенчестве, и, так сказать, неспособ­ны к Царству Небесному.

Аще без наказания есте, говорит апостол, ему же причастницы быша вси: убо прелюбодейчищи есте, а не сынове (Евр. 12:8).

Искушения и скорби ниспосылаются челове­ку для его пользы: образованная ими душа дела­ется сильною, честною пред Господом своим. Если она претерпит все до конца в уповании на Бога, то невозможно ей лишиться благ, обещан­ных Святым Духом, и совершенного освобожде­ния от страстей.

Души, будучи преданы различным скорбям, явным, наносимым человеками, или тайным, от восстания в уме непотребных помыслов, или те­лесным болезням, если все это претерпят до кон­ца, то сподобляются одинаковых венцов с муче­никами и одинакового с ними дерзновения.

Мученики терпели напасти от человеков. Они охотно предавали себя на мучения, оказывали до самой смерти мужественное терпение. Чем разнообразнее и тяжелее был подвиг их, тем большую стяжали они славу, тем большее полу­чали дерзновение к Богу. Иноки терпят напас­ти от злых духов. Чем большие напасти наносит им диавол, тем большую славу они получат в бу­дущем веке от Бога, тем большего утешения они сподобятся от Святого Духа здесь, во время зем­ного странствования, среди самых страданий своих.

Тесен и прискорбен путь, ведущий в живот вечный; мало ходящих по нему; но он — неотъем­лемое и неизбежное достояние всех спасающих­ся. Не должно уклоняться с него! Всякое искуше­ние, наносимое нам диаволом, будем претерпе­вать с твердостию и постоянством, взирая оком веры на мздовоздаяние, уготованное на небе.

Каким бы ни подвергались мы скорбям во время земной жизни, они никак не могут быть сравнены с благами, обещанными нам в вечнос­ти, или с утешением, которое дарует Дух Святой еще здесь, или с избавлением от владычества стра­стей, или с отпущением множества долгов на­ших, — с этими неминуемыми следствиями бла­годушного терпения скорбей.

Недостойны страсти нынешнего времени, т. е. нынешние временные страдания ничего не значат, говорит апостол, к хотящей славе явитися в нас, т. е. в сравнении с славою, которая от­кроется в нас при обновлении нас Святым Ду­хом (Рим. 8:18).

Мужественно претерпим все ради Господа, как следует претерпеть храбрым воинам, не стра­шащимся и смерти за Царя своего.

Почему мы не подвергались таким и толиким огорчениям, когда служили миру и житейским попечениям? Почему теперь, когда приступили служить Богу, подвергаемся многообразным бед­ствиям? — Знай: за Христа сыплются на нас скор­би, как стрелы. Пускает их на нас враг наш, диа­вол, чтобы ими отомстить нам за вечные блага, которые уповаем и стараемся получить, и вмес­те чтобы расслабить наши души печалью, уны­нием, леностию, и тем лишить нас ожидаемого нами блаженства.

Христос невидимо сражается за нас. Этот крепкий и непобедимый Заступник наш разру­шает все козни и ухищрения врага нашего.

Сам Он, Сам Он, Господь и Спаситель наш шел во время всей земной жизни Своей по тес­ному и прискорбному пути, — не по другому какому. Он был постоянно гоним, претерпел многие поношения, насмешки и напасти, — на­конец, бесчестную смерть на кресте между дву­мя разбойниками.

Последуем Христу! Смиримся, подобно Ему! подобно Ему, не откажемся прослыть льстеца­ми134 и умоисступленными: не пощадим чести нашей, не отвратим лица от заплеваний и ланит от заушений; не будем искать ни славы, ни красо­ты, ни наслаждений, принадлежащих миру сему; совершим земное странствование, как странни­ки, не имеющие, где главу подклонить; примем, примем поношения, уничижения и презрение от людей, как неотъемлемые принадлежности из­бранного нами пути; будем явно и тайно бороть­ся с помыслами гордыни, всеусильно низлагать эти помыслы нашего ветхого человека, ищущего ожи­вить свое я под различными правдоподобными предлогами. Тогда Сын Божий, сказавший: вселюся в них, и похожду (2 Кор. 6:16), явится в сер­дце нашем и дарует нам власть и силу связать крепкого, расхитить сосуды его, наступить на ас­пида и василиска, попрать их (прп. Макарий. Сло­во 4, гл. 15). Отвергнем ропот, отвергнем жалобы на судь­бу нашу, отвергнем сердечную печаль и тоску, от которых слабые души страдают более, нежели от самых скорбей. Отвергнем всякую мысль о мще­нии и воздаяниии злом за зло. Мне отмщение, Аз воздам, сказал Господь (Рим. 12:19).

Хочешь ли переносить скорби с легкостию и удобством? Смерть за Христа да будет вожделен­на тебе. Эта смерть да предстоит непрестанно пред очами твоими. Умерщвляй себя ежеднев­но воздержанием от всех греховных пожеланий плоти и духа; умерщвляй себя отвержением сво­ей воли и отвержением самооправданий, при­носимых лжеименным разумом и лукавою совестию ветхого человека; умервщляй себя, живо представляя себе и живописуя неминуемую смерть твою. Нам дана заповедь последовать Христу, взяв крест свой. Это значит: мы должны быть всегда готовы с радостью и веселием уме­реть за Христа. Если так устроим себя, то легко будем переносить всякую скорбь, видимую и не­видимую.

Желающий умереть за Христа, какой напасти, какого оскорбления не претерпит великодушно?

Нам представляются тяжелыми наши скор­би именно оттого, что не хотим умереть за Хри­ста, не хотим в Нем одном заключить все наши желания, все наши надежды, весь наш разум, все наше достояние, все существование наше.

Стремящийся последовать Христу и быть со­наследником Его должен быть ревностным под­ражателем страданий Его. Любящие Христа и последователи Его обнаруживают и доказывают свой сокровенный залог тем, что претерпевают всякую ниспосылаемую им скорбь не только с благодушием, но и с усердием, и с ревностию, и с радостию, и с благодарением, возлагая на Христа все упование.

Такое терпение — дар Христов.

Этот дар примет тот, кто испросит его сми­ренною и постоянною молитвою у Христа, дока­зывая искренность желания получить бесценный духовный дар терпения принуждением и болез­ненным насилием нехотящего сердца к терпению всех встречающихся и случающихся скорбей и искушений (святой Исаак Сирский, Слово 37). Аминь.