Истина и суд мирен судите во вратех ваших, и клятвы лживыя не любите, глаголет Господь Вседержитель12

Святитель Игнатий Брянчанинов, епископ Кавказский и Черноморский. Книга первая. Аскетические опыты

Врата: это врата души, посредством которых входят в нее различные помышления и впечат­ления.

Ваши: одни эти врата собственно принадле­жат человеку.

Судите: судия, сидящий во вратах и произ­водящий суд124 — ум наш: он чинит разбор или рассматривание помышлений и впечатлений, когда они приходят ко вратам души, чтобы впус­тить в храм души тех, которые должны в нем быть, и не впускать тех, которые не должны быть.

Истину и суд мирен судите во вратех ва­ших: ум, судия, сидящий и судящий во вратах души, должен при разборе помышлений и впе­чатлений принимать одни истинные. Истинная мысль, истинное впечатление, то есть истекаю­щие от Господа, Который Един — Истина, при­носят с собою в душу несказанный мир и тишину, по этому познаются, что они от Истины, от Христа, дающего ученикам Своим мир, или (что то же) смирение, чтобы не смущалось сердце их никаким земным бедствием. Напротив того, по­мыслы, происходящее от демонов, говорит Варсонофий Великий, прежде всего бывают испол­нены смущения и печали, влекут вслед себя скрытно и тонко: «Враги одеваются в одежды овчие, то есть внушают мысли, с виду правые, внутренне же суть волци хищницы (Мф. 7:15), то есть восхищают и прельщают сердца незлоби­вых (Рим. 16:18) тем, что кажется хорошо, а в самом деле зловредно. Писание говорит о змие, что он мудрейший: почему непрестанно наблю­дай главу его (Быт. 3:1,15), чтобы он не нашел у тебя норы и, поселившись в ней, не произвел опу­стошения» (Варсонофий Великий. Ответ 59). Гла­ва змея — начало его помысла или мечтания.

Клятвы лживыя не любите. Диавольский помысл, приходя ко вратам души, старается при­нять вид праведности, приносит уму, этому судие, сидящему и судящему во вратах, бесчислен­ные оправдания, чтобы получить вход в душу. Но лживых этих уверений, этой клятвы лживой про­рок не велит любить. Не только не должно при­нимать таких помыслов и соглашаться с ними, но даже не должно беседовать с ними, а немедленно, при самом первоначальном появлении греховного помысла, прибегать молитвою к Гос­поду Богу, чтобы Он отгнал врага от врат душев­ных (святой Исаак Сирский. Слово 30). Аминь.

 

Доказательство воскресения тел человеческих, заимствованное из действия умной молитвы

В уединенной, малознаемой, малозначащей обители, стоящей между лесами и болотами, жил некоторый инок. Со страхом, с недоверчивостью к себе, с рассматриванием писаний отеческих вникал он в молитву, совершаемую умом в глу­бине и тайне душевной клети.

Однажды стоял инок в церкви, углубляя ум в сердце, — и сердце внезапно двинулось молит­венно к уму, а с собою повлекло все тело в свя­щенное, духовное состояние, невыразимое сло­вами, превысшее всех страстей, постижимое од­ним опытом. Когда инок увидел столь необык­новенное, новое состояние своего тела, тогда ос­ветился ум его познанием таинственным. Объяс­нились ему доселе казавшиеся загадочными и странными слова святого Иоанна Лествичника, который говорит: «Воззвах всем сердцем моим (Пс. 118:45), то есть телом, душею и умом» (Ле­ствица, Слово 28, гл. 61).

Вот доказательство воскресения тел человечес­ких, которое имею в себе самом! Если тело спо­собно к ощущениям духовным, если оно может вместе с душою участвовать в утешении благо­датном, если оно отселе может соделаться при­частником благодати, то как же ему не воскрес­нуть для жизни вечной, по учению Писания?

Осолены были благодатию тела святых Божи­их, — и тление не могло им прикоснуться! Побе­дою над тлением они уже предначали свое вос­кресение; источая исцеления, они доказывают присутствующую в них благодать и живущую в них вечную жизнь, долженствующую в свое вре­мя развиться в преславном воскресении, предназ­наченном и дарованном человечеству Искупите­лем нашим, Господом Иисусом Христом. Аминь.