Англиканское исповедание

Протоиерей Митрофан Зноско-Боровский. ПРАВОСЛАВИЕ, РИМО-КАТОЛИЧЕСТВО, ПРОТЕСТАНИЗМ и СЕКТАНСТВО

Англиканское исповедание представляет собою смесь латинства, лютеранства и кальвинизма.


Еще за несколько веков до реформации началась в Англии и постепенно развивалась оппозиция цер­ковному владычеству Рима. То была оппозиция на почве национальной и экономической: англичане возмущались постоянным вмешательством Римского епископа во внутреннюю жизнь страны, чрезмерны­ми притязаниями пап чисто светского, политическо­го характера, чрезмерными, от Англии получаемыми доходами, иноплеменным составом духовенства и его абсолютной зависимостью от чужеземной власти, привилегированным положением и распущенностью. Наряду с политико-экономической оппозицией раз­вивалась и оппозиция религиозная, вытекавшая из сознания, что Римская Церковь уклонилась от апос­тольской традиции как в учении о вере, так и в цер­ковном управлении и жизни. Наиболее популярным выразителем этой оппозиции был Виклеф (конец XIV в.).

Почин преобразования Римской Церкви в Анг­лии принадлежал королю Генриху VIII, а поводом к отпадению Англии от Рима послужило дело о разво­де короля с Екатериной Арагонской. Папа отказал Генриху VIII в разводе, боясь прогневить германско­го императора Карла V, которому Екатерина Арагон­ская приходилась теткой. Но народ и парламент под­держали короля, и дело кончилось разрывом с Ри­мом. Но, порвав свою связь с Римом и устами парламента провозгласив себя главою Церкви, Ген­рих на этом и остановился — не пошел дальше в сво­ей реформе Англиканской Церкви: он оставил нетро­нутыми догматы Римской Церкви, обычаи, обряды и иерархическое устройство, приступив наряду с этим к материальному ущемлению Церкви: передал сво­им придворным многие монастырские владения, за­крыл ряд монастырей, устранил в жизни местной Церкви все то, что напоминало ему о ненавистных римских «десятинах». В душе он по-прежнему оста­вался католиком и одинаково преследовал как чис­тых, верных Риму католиков, так и протестантов, распространявших в народе лютеранское и рефор­маторское учения. Такая реформа, понятно, никого не могла удовлетворить, и в конце своей жизни, ког­да Англию наводнили протестанты и образовались в ней различные религиозные партии, король вынуж­ден был поручить нескольким епископам и богосло­вам пересмотреть все учение Церкви, наследованное от Рима, и в 1536 году издал от лица парламента 10 членов вероучения в качестве символической книги Англиканской Церкви. Эта книга должна была по­служить примирению враждовавших религиозных партий в Англии. В угоду сильно распространившей­ся протестантской партии вероучение Латинской Церкви подверглось следующим изменениям: ос­тавлены только ТРИ таинства— крещение, покая­ние и причащение, причем в ПОКАЯНИИ вопреки лю­теранам признана необходимою устная исповедь, а в ПРИЧАЩЕНИИ — вера в пресуществление хлеба и вина в Тело и Кровь Христову; установлена новая форма поставления епископов; принято учение об оправдании верою, но с признанием необходимости добрых дел для спасения; отменено почитание икон, но не запрещены иконы в храмах, как возбуждаю­щие благочестие; оставлено почитание святых и ре­комендовано целование св. Креста; оставлена идея о чистилище, но устранена мысль о действительности индульгенций; оставлено употребление при богослу­жениях священнических одежд.

Вслед за этим была издана Книга для епископов, в которой говорится, что таинств семь, но три из них — крещение, покаяние и причащение — высшие, а остальные — низшие; целью этой книги было при­мирить древнюю практику Церкви с протестантским воззрением на таинства. Позднее был издан Генри­хом VIII так называемый кровавый шестистатейный статут, в котором под страхом смертной казни запре­щалось: 1) говорить или писать что-либо против пре­существления; 2) настаивать на необходимости при­чащения под двумя видами; 3) вступать священникам в брак; 4) нарушать монашеские обеты; 5) говорить, что частные литургии бесполезны и 6) что устная ис­поведь перед священником излишня.

Со вступлением на престол малолетнего сына Генриха VIII, Эдуарда VI, благодаря покровитель­ству лиц, стоявших во главе управления страной, протестантство получило перевес над католиками. В первые же дни управления Эдуарда VI парламент отменил «кровавый статут», дозволил священникам вступать в брак, воспретил почитание икон и св. мо­щей. В 1548 году издается Книга общих молитв, ре­формируется богослужение, а в 1552 году издается новое исповедание веры в 42 членах. В этом испове­дании весьма близко к протестантству изложены следующие пункты вероучения: о Св. Писании, об оправдании, о Церкви, о таинствах вообще и об евха­ристии, о чистилище, индульгенциях, иконах, о при­зывании святых и молитвах за умерших. Вскоре был издан Общий молитвенник и обрядник, извлечение из которого, под именем «Малый катехизис», было предназначено для народа. В этом молитвеннике освящение воды, употребление колоколов и другие обряды названы суевериями и отменены. Сближа­ясь в царствование Эдуарда VI с протестантами, Ан­гликанская Церковь сохранила у себя иерархичес­кое устройство с тремя степенями священства, доз­волив своему духовенству вступать в брак. Так закончился второй период англиканской реформа­ции, главная задача которого состояла в примире­нии враждующих между собою религиозных пар­тий: католической, лютеранской и реформаторской. Эта цель достигнута не была, во-первых, потому, что в новом изложении веры было допущено много не­точных и двусмысленных выражений, в которых каждая партия могла видеть свое учение, и во-вто­рых, потому, что верующий народ Англии не принял многого из новых идей, поднял в ряде мест страны восстания против обнародованных 42 членов и Об­щего молитвенника.

Чтобы прекратить нескончаемую борьбу рели­гиозных партий, королева Елизавета распорядилась произвести пересмотр и исправление 42 членов ве­ры, принятых при Эдуарде VI. После долгих споров была утверждена новая символическая книга из 39 членов, также представляющая странную смесь ка­толичества, лютеранства и реформаторства. Учение о вере и в этой книге изложено в выражениях неяс­ных и двусмысленных. И естественно, что в Англи­канской Церкви после объявления этих 39 членов обязательной нормой христианского учения единства не получилось — партии по-прежнему продол­жают существовать. Эти партии существуют в ней и по настоящее время под названиями: «высокая церковь», «низкая церковь» и «широкая церковь».

Основной идеей «высокой церкви» является: противодействуя крайностям протестантства, от­стоять и сохранить в Англиканской Церкви все, что в ней содержится от древних времен и, более того, приблизить ее к традиции и практике Вселенской Церкви до ее разделения. «Низкая церковь» — са­мая обширная по числу своих приверженцев — представляет собою крайние течения протестантст­ва; из книг Священного Писания особенным уваже­нием у нее пользуется пятикнижие Моисея, хотя в теории новозаветные книги ставятся выше ветхоза­ветных. «Широкая церковь» — это, собственно гово­ря, не партия, а равнодушная к религиозно-церков­ным вопросам масса, которую часто называют «индиферентная церковь»; члены этой партии считают, что спорить из-за догматических разногласий не стоит: все христиане— братья между собою, и со­знание своего братства они должны обнаруживать в жизни через оказание взаимной помощи, особенно в религиозно-нравственном отношении. Пренебрегая основами Христом данной веры, даже отрицая Дог­матику, так называемая широкая церковь, уподоб­ляясь буддизму, воспринимает христианство лишь как нравственное учение, лишенное своего источни­ка и своей основы, — «мораль без догмы».

В вероучении Англиканской Церкви, изложен­ном в 39 членах, являющемся официальным, хотя и неполным, изложением веры англичан, обязательным как для духовенства так и для мирян, имеют­ся: 1) догматы, вполне согласные с православием (о Боге едином в трех лицах, о Сыне Божием и др.); 2) учения, провозглашенные из противодействия Риму, которые также приближают Англиканскую Церковь к православию, а именно: отрицание сверх­должных дел (заслуг), чистилища и индульгенций, предписание богослужений на родном языке, приоб­щение мирян под двумя видами, отмена обязатель­ного безбрачия духовенства, отрицание главенства папы над всей Церковью; 3) заблуждения, от латин­ства оставшиеся, как исхождение Св. Духа «и от Сы­на»; 4) заблуждения, принятые от лютеранства: уче­ние о первородном грехе и о состоянии человека по­сле падения, об оправдании верой, о погрешимости вселенских соборов, о том, что восточные церкви впали в заблуждение, отрицание почитания икон и св. мощей, отрицание призывания святых, протес­тантское учение о таинствах; 5) учения, изложенные неопределенно, которые могут быть поняты по-раз­ному: о числе таинств, о присутствии в таинстве ев­харистии истинных Тела и Крови Христовой, уче­ние об иерархии, которое можно понимать и в право­славном, и в протестантском смысле, и 6) церковное главенство короля.

Англиканская церковь по своему устройству — епископальная. Пресвитеры и диаконы возводятся в свои степени по особому чину, чрез епископальное рукоположение с молитвенным призыванием Св. Духа. Мы не можем пройти мимо вопроса: а явля­ются ли эти хиротонии в Англиканской Церкви бла­годатными, т. е. существует ли в этом инославном обществе, именуемом Англиканской Церковью, от апостолов преемственно сохраняющаяся правиль­ная епископская хиротония, и хранит ли она апос­тольское учение о священстве? На эти вопросы от­вет нам дает 25-й член их вероучения. В нем гово­рится, что пять таинств (покаяния, миропомазания, брака, елеосвящения и священства) «...НЕ ДОЛЖНЫ признаваться таинствами, установленными святым Евангелием, так как они родились частью от испор­ченного подражания апостолам, частью же от жи­тейских условий, хотя и допускаемых Священным Писанием, но не имеющих той же природы, как кре­щение и причащение». «Можем ли мы, православ­ные, согласиться с мнением, что таинство священст­ва не имеет природы истинного таинства, опираю­щегося на Слово Божие, что оно родилось или от испорченного подражания апостолам, или — как обычай, жизнью рожденный, — сложилось случай­но и позднее апостолов, а не дано Святой Церкви от Бога как божественное установление?» Согласиться с этим означало бы пойти против свидетельства об этом предмете Слова Божия, Христа и апостолов. Правда, некоторые английские богословы, принад­лежащие к «высокой церкви», как Пуллер в своей книге «Непрерывность Английской Церкви» (СПб., 1913, с. 45), утверждают, что «39 членов веры», в це­лом взятые, «являются скорее членами мира и бла­гочестивого согласия, чем членами веры», но это лишь частное мнение и пожелание, тот же Пуллер признает, что если бы какой-нибудь мирянин «ре­шился высказать неблагоприятное суждение о "членах" и заявить, что они суеверны или ошибочны и подписывать их нехорошо, то он подлежал бы отлучению». К сожалению, Англиканской Церкви в целом гораздо ближе, и теоретически и практичес­ки, протестантизм, нежели православие; она, в об­щем, твердо стоит и поныне на воззрениях, изло­женных в «39 членах», в частности во взгляде на та­инство священства. И мало надежды на то, что Англиканская Церковь изменит свою позицию, ибо находится она в полной зависимости от английского парламента, среди членов которого имеются и чле­ны масонских лож, враждебных христианству, и ев­реи, и атеисты. А ведь парламент имеет решающее слово даже в вопросах вероучения: он утверждает и отвергает принимаемые церковной иерархией и предлагаемые парламенту изменения в богослужеб­ных чинах и т.д. Англия настойчиво оберегает свой протестантизм, а король — глава Англиканской Церкви— присягает на коронации: «Объявляю и ис­кренно клянусь перед Богом в том, что верю, что в таинстве причащения НЕ происходит пресуществле­ния хлеба и вина в истинные Тело и Кровь Христа до и после освящения Святых Даров, кем бы оное ни со­вершалось, и я верю, что призывание и поклонение Приснодеве Марии и святым, а также жертвенное значение литургии противно протестантскому веро­учению». В 1927 и 1928 гг. парламент дважды отверг одобренную собранием духовенства и палатой лор­дов новую богослужебную книгу взамен устаревшей Книги общественных молитв, так как в проекте ново­го молитвослова было внесено в чин литургии призы­вание Духа Святого, а также сохранение Св. Даров для причащения больных.